2818

Попробуйте убедить министра

Словесная перепалка депутата и министра случилась неделю назад на пленарном заседании мажилиса: является ли соцпособие для детей-инвалидов доходом семьи? Если это так, то более 20 тысяч казахстанцев не смогут участвовать в новой социальной программе, согласно которой определенная категория граждан может рассчитывать на компенсацию половины арендной платы за съемное жилье. Мы с помощью экспертов решили разобраться, кто же прав в этой дискуссии.

Попробуйте убедить министра

Спор погасили, проблема осталась

В прошлую среду в мажилис по приглашению депутатов явились члены правительства. Парламентарии вернулись из рабочих поездок в регионы и решили учинить спрос с исполнительных чиновников высшей категории за упущения в работе на местах и передать им просьбы и чаяния простых людей.

Депутат Дания ЕСПАЕВА рассказала, что на ее встречах с избирателями раздавалась критика вот-вот стартующей программы государства о возмещении 50 процентов платы за арендуемое жилье в частном жилищном фонде. Она рассчитана на граждан четырех социальных категорий: инвалидов I-II групп, семей с ребенком-инвалидом, многодетных матерей и детей-сирот. Но оказалось, что более 20 тысяч семей, воспитывающих детей с инвалидностью, не смогут воспользоваться этой поддержкой. Все потому, что их доход превышает минимально допустимый правилами Министерства индустрии и инфраструктурного развития порог - 36 тысяч тенге на одного члена семьи.

- По этим правилам доходом считается соцпособие самого ребенка-инвалида и матери. Я думаю, это явная социальная несправедливость, которая требует немедленного исправления! - заявила Еспаева.

Глава МИИР Каирбек УСКЕНБАЕВ на это возразил: мол, зато 6996 семей с детьми-инвалидами соответствуют правилам и смогут получить субсидию на оплату арендного жилья.

- Понимаете, если семьи будут получать субсидии на арендное жилье, то они не будут иметь права участвовать в госпрограмме “Бакытты отбасы” (льготная ипотечная программа по ставке 2 процента годовых с первоначальным взносом 10 процентов для уязвимых слоев). А по итогам прошлого года из 3998 выданных займов по программе “Бакытты отбасы” 2243, или 56 процентов всех кредитов, получили именно семьи, воспитывающие детей-инвалидов! Поэтому надо осторожно подходить. Я считаю, надо оставить этот вопрос на прежнем уровне, - оппонировал Ускенбаев.

Но депутат настаивала на том, что копеечное пособие расходуется на лечение ребенка и не может считаться доходом.

- Если бы мы были уверены, что все не вошедшие в программу субсидирования арендной платы получат в ближайшее время эту льготную ипотеку, то вопросов нет. Но пока они получат - это ведь целая история! И получат ли? Позволят ли доходы? Давайте лучше пересмотрим сами правила: если семья в дальнейшем обратится в Отбасы банк за льготной ипотекой под 2 процента, тогда субсидии на аренду жилья прекращаются. Ведь, согласитесь, эти семьи сегодня не побегут в Отбасы банк за кредитом! - взывала депутат.

- Ну, у меня своя точка зрения, я при ней остаюсь. Я считаю, что сейчас данная норма эффективна и она действует! - отрезал министр.

Никто из полемистов не хотел уступать. Тогда спикер мажилиса Ерлан КОШАНОВ предложил обоим “отдельно встретиться и доказывать там друг другу”.

Одиноких не беспокоить

Анатолий МИГАЙ

Новая программа не подходит и одиноким неработающим инвалидам I и II групп.

- В правилах написано, что на одного члена семьи доход должен быть не ниже 36 тысяч тенге. А если я один живу? Нонсенс в том, что нет такого дохода у несемейных казахстанцев I и II групп инвалидности! Пособие по инвалидности первой группы составляет 69 155 тенге, второй группы - 55 тысяч тенге. Поэтому такие одинокие инвалиды точно в пролете этой программы, без вариантов! Могли бы попасть в нее люди III группы инвалидности, но вот парадокс - их в программу не включили, - удивляется незрячий алматинец Анатолий МИГАЙ, при этом имеющий степень магистра юриспруденции. - Есть и другая, как я считаю, бессмыслица. Я плачу 110 тысяч тенге за съемную квартиру в Алматы. Чтобы государство оплатило половину моей арендной платы - 65 тысяч - мой доход должен быть не выше 36 тысяч тенге. Вопрос: откуда я вторую половину найду, если я 36 тысяч тенге получаю? Нет никакой логики!

Условиям программы легче всего соответствовать многодетным, потому что их общий доход делится на большую семью. Поэтому больше всего кандидатов в программу именно из числа многодетных: по данным МИИР, более 50 тысяч семей. Конкурировать с ними инвалидам или одиноким матерям с ребенком-инвалидом сложно.

А правозащитники еще на стадии обсуждения предлагали разработать отдельные правила именно под жилищные нужды людей с инвалидностью, а не писать общие требования для всех уязвимых социальных групп. Но их в правительстве не услышали.

Простая математика

Надежда БОРИСОВА в одиночку воспитывает 6-летнюю дочь и 5-летнего сына Арсения с ДЦП. Снимают в столице комнатку в общежитии за 60 тысяч тенге. Ежемесячно государство выплачивает пособие на мальчика в размере 69 155 тенге, а Надежде, как ухаживающей за сыном с ограничениями, платят 50 тысяч. Других доходов нет. Тем не менее она не соответствует условиям будущей программы, ведь если общую сумму пособий разделить на троих, то получается по 39 860 тенге на каждого члена семьи. А доход должен быть не больше 36 тысяч.

- Я обрадовалась, когда узнала об этой программе, потому что еле концы с концами сводим. Почти все деньги уходят на жилье и лекарства. Работать очень хочу, но младшего без присмотра нельзя оставить даже на час! Для таких детей нет садиков и школ. Я уже смирилась с маленьким пособием, полной зависимостью ребенка от меня, потерей стажа и навыков в работе - и тут появился просвет в конце тоннеля... Но потом мне объяснили, что, оказывается, у меня слишком “высокий” доход, - горько усмехается мама Арсения.

Жанель ЖУМАЛИНОВА

В 2020 году общественница из Шымкента Жанель ЖУМАЛИНОВА провела социсследование, которое показало, что 80 процентов казахстанских семей с детьми-инвалидами не имеют своего жилья. По ее мнению, эти данные не изменились.

- Более того, значительное количество женщин с больным ребенком проживают во времянках на окраинах городов, где нет горячей воды и центрального отопления. И чаще всего это матери-одиночки, - говорит активистка, создатель сайта для родителей детей с инвалидностью, к тому же сама воспитывающая особенного ребенка. - Уход за ребенком с инвалидностью несовместим с постоянной занятостью, а ведь затраты на содержание такого ребенка гораздо выше, чем на содержание обычного ребенка. Поэтому семьи с особенными детьми часто находятся на грани бедности. Из-за своей неплатежеспособности они не подпадают под многие гос­программы жилья.

Общественница критически относится к деятельности парламентариев. Говорит, что пора уже им быть авторитетными, а правительству - подотчетным парламенту:

- В каких только общественных советах мы не состояли при партии Nur Otan, теперь Amanat!.. Мы все время говорим о том, что соцпособия по инвалидности нельзя считать доходом, депутаты с нами соглашаются, но тем не менее у них не хватает сил и законодательных рычагов противодействовать нашему правительству! Они всегда оправдываются: “Мы все время отстаиваем, но любую поправку должны согласовывать с правительством”. А что мешает народным избранникам написать такой закон, где они не будут обязаны согласовывать с правительством?! Они же пишут законы!

Станет хуже?

Большинство людей с особыми потребностями говорят, что новая программа усугубила их положение. Собственники квартир, услышав о ней, задрали стоимость аренды для людей с инвалидностью.

- Если мы раньше снимали 1-комнатную за 40 тысяч тенге, сейчас нам сказали, что она будет стоить 80 тысяч. Кстати, на компенсацию аренды могут рассчитывать только те, кто официально заключил договор с арендодателем. Но договор давать хозяева нам не намерены. Собственники укрывают свои доходы, не хотят открывать ИП, платить налоги. Даже когда приходит проверка, мы должны по их наставлению говорить, что мы родственники. Приходится врать, потому что с лежачим тяжелым ребенком в квартиры очень неохотно пус­кают. Риелторы и хозяева так и говорят: “Ребенок все обкакает, обоссыт! Не нужны инвалиды”. Вот так мы выживаем, - вздыхает Жанель Жумалинова.

Дело принципа

Дания Еспаева не намерена сдаваться и отказываться от своих слов:

- Я честно скажу: не ожидала, что будет такой категорический отказ от министра. Меня удивил сам тон, как был преподнесен ответ! У нас сейчас в парламенте находится закон о жилищных отношениях, я думаю, мне нужно подготовиться и внести в него поправки. Но есть такой момент: когда мы вносим изменения, затрагивающие увеличение расходной части бюджета или уменьшение доходной, обязательно должны отправлять его на заключение правительства. А кто будет заключение правительства делать? То же ответственное министерство, оператор программы субсидирования - МИИР. Но, я думаю, мы всем депутатским блоком попытаемся отстоять. Хотя я переживаю за то, что программа уже в мае вступит в силу, а закон может очень поздно выйти. Поэтому надо искать другой подход.

Депутат попробует добиться своего через проект трехлетнего бюджета страны, который сейчас находится в мажилисе, а также хочет провести “просто переговоры” с министром.

- По крайней мере, буду пытаться. Что из этого получится, не могу сказать. Вы же понимаете, что мы тоже не всесильные, нам могут сказать: “В бюджете это не заложено, давайте отложим”. Но я за это буду биться! - говорит она.

Что интересно, теперь уже прежний глава Минтруда Серик ШАПКЕНОВ на вопрос журналистов, почему люди с инвалидностью получают так мало, отметил: пособие - это не доход.

- У меня зарплата миллион тенге. Здесь нельзя так говорить: на 37 тысяч (пособие для III группы инвалидности) прожить можно ли? Что такое пособие? Пособие от слова “подсобить”, “помочь”. Она (зарплата. - Т. Г.) не может быть равна пособию. Эти вещи надо разделять, государство помогает, это помощь, не зарплата, - сказал экс-министр.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Опрос в тему

Считать ли доходом пособия по инвалидности?

- Конечно, ведь это реальные деньги, хотя и незаработанные.

- Формально это доход, но для участия в соцпрограммах не надо его учитывать.

- Разве же это доход? Сущие копейки!

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Нужны ли нам общественные советы?

- Да, через них можно донести до органов власти голос народа - 4%

- Нужны, если в них будут состоять не подпевалы властей, а гражданские активисты с критическим взглядом - 31%

- Пока у общественных советов нет реальных рычагов воздействия на принятие решений, они бесполезны - 26%

- Вообще не нужны эти формальные придатки, пусть лучше маслихаты работают как следует - 39%

Поделиться
Класснуть