Жумангарин отменяющий
Глава Агентства по защите и развитию конкуренции “обрадовал” казахстанцев новыми тарифами на электроэнергию
“В Алматы с 1 мая планируем убрать 30-процентную дифференциацию тарифа. Средний тариф останется без изменений, тариф для населения возрастет” - новость от председателя названного агентства (АЗРК) Серика ЖУМАНГАРИНА. Это, что называется, первый звоночек, поскольку планируется отменить дифференцированный тариф на электроэнергию по всему Казахстану. 30-процентный рост тарифов для бытовых потребителей, да еще в нынешнее тревожное время, - это, я вам скажу, отчаянно смелая акция.
Не знаю, успокою ли этим одних и еще больше напугаю других, но грозящее алматинцам повышение получится самым щадящим, не зря южная столица станет первой, где планируют пилотную акцию. Сейчас там три тарифа: для физических лиц - 18,9 тенге за 1 кВт-ч, для юридических - 20,4 тенге и для бюджетных организаций - 29 тенге. Отмена такой дифференциации поднимет бытовой тариф, но всего на 17 процентов.
Насчет оглашенных 30 процентов господин Жумангарин немножко перепутал - такой сюрприз ожидает жителей Нур-Султана, когда до них дойдет очередь. В Алматы же, повторим, горожане станут платить на 17 процентов больше, у малого и среднего бизнеса выйдет удешевление на 5 процентов, а вот платежки за электроэнергию у бюджетников подешевеют на все 28 процентов. А теперь представьте, что усреднительная волна дойдет до Атырау, где против тарифа для населения всего в 6,4 тенге за 1 кВт-ч стоит тариф для юрлиц в размере 35,2 тенге за 1 кВт-ч, а тариф для бюджетников еще вдвое больше. Регион-то богатый, с бюджетом все хорошо, и акимат благоразумно навешивает на бюджетных плательщиков фактическое дотирование электроэнергии для горожан. На сколько процентов там выскочит усредненный тариф для населения - сказать страшно!
Мы с вами, разумеется, против повышения тарифов, поэтому давайте обрушимся с критикой.
Пункт первый: у нас ведь действует мораторий на повышение тарифов на коммунальные услуги, по крайней мере до 1 июля, с перспективой продления, обещали. Получается, АЗРК решило своей властью отменить установленный главой государства запрет?
Пункт второй: а при чем здесь вообще Агентство по защите конкуренции, когда речь идет о тарифообразовании, а тарифами в электроэнергетике заведует КРЕМ - комитет по регулированию естественных монополий?
Нет, мы, конечно, понимаем, что КРЕМ сейчас не имеет ни лица, ни позиции, а нынешний председатель АЗРК до этого возглавлял и тот регулирующий орган, а в промежутке поработал целым союзным министром в ЕАЭС по тому же тарифно-антимонопольному профилю. И вообще, именно он уже много лет определяет в Казахстане всю тарифную и антимонопольную политику. Серик Макашевич реально профи в своем деле, самый знающий и влиятельный у нас в стране специалист. Но все же за свое ли дело он взялся в данном случае?
В электроэнергетике объективно всего две площадки, на которых и возможна, и полезна организация реальной конкуренции. Это балансирующий рынок электроэнергии, на котором системный оператор ежесуточно, каждый час и минуту в зависимости от графика потребления дает команды электростанциям на повышение или понижение выработки. Так вот если это физическое балансирование дополнить функцией единого закупщика, причем закупать именно у той электростанции, которая в данный момент диспетчерского графика предлагает наименьший тариф, то получится выгодная и электростанциям, и потребителям схема, когда результирующий тариф будет наименьшим из возможных. Причем такой тариф будет единым для всего Казахстана. Его можно будет утверждать на парламентском уровне неизменным на долгие сроки, для особо энергоемких или социально приоритетных потребителей применять понижающие коэффициенты, а кое для кого - повышающие. И пусть это все гласно утверждают депутаты.
Плюс по желанию потребителей они смогут выбрать оплату не по среднему тарифу, а по трехставочному, например с коэффициентом 2 в часы вечернего максимума и с коэффициентом 0,5 в ночные часы. Вот вам пример, когда именно конкуренция позволит установить на выходе понятный населению и бизнесу, прозрачный и неизменный тариф.
Вторая площадка для конкуренции - это рынок новой мощности. Тот же единый закупщик покупает на нем предложения действующих или планируемых электростанций по вводу дополнительной генерации, руководствуясь нужной энергосистеме структурой базовых и маневренных мощностей и наименьшей предлагаемой стоимостью будущего тарифа.
Ау, Агентство по защите и развитию конкуренции! Есть ли в Казахстане конкурентный рынок балансирующей мощности? А есть ли у нас конкурентный рынок новой мощности, обеспечивающий вывод Казахстана из уже схватившего за горло дефицита, и опережающее развитие электроэнергетики?
Нет ни того ни другого, и мы не спрашиваем, почему борцы за конкуренцию ищут не с того конца, занимаются не своим делом и отлынивают от своих обязанностей. Лучше объясним, откуда вся нынешняя чехарда с тарифами для физиков, юриков и бюджетников, тогда лучше прояснится и роль АЗРК.
Все начинается на так называемом оптовом рынке электроэнергии, на котором в отличие от балансирующего рынка закуп осуществляется на основе средне- и долгосрочных договоров. А такая конструкция принципиально исключает конкуренцию, так как все продавцы предлагают абсолютно одинаковый товар, но в разных объемах и по разным ценам. Соответственно, контрактные пары составляются не в свободном поиске, а через некоего базаркома. Точнее, через примерно десяток базаркомов, потому что вся электроэнергетика разобрана между десятком псевдогосударственных и частных корпораций. Поскольку обнародовать такое никак невозможно, все параметры оптового рынка: участники, объемы, контракты и тарифы - засекречены.
Возможно, даже и Серик Макашевич про это не все знает. Хотя, скорее всего, как раз знает все и потому предпочитает не вмешиваться.
Таким засекреченным образом делятся примерно 80 процентов электроэнергии, годовой оборот такого рынка - что-нибудь под триллион тенге. Возможно, это и есть цена бессилия уполномоченных государственных органов хоть что-то с этим сделать.
А дальше все просто: примерно 20 процентов электроэнергии - это потребление населения, не самой влиятельной части малого и среднего бизнеса и тех самых бюджетников. Региональные энергосбыты выносят такие объемы с оптового рынка по заведомо более высоким, чем у засекреченного распределения, тарифам и садятся с областными и городскими акимами делить средний покупной тариф на те самые дифференцированные. И в каждой области при единой энергосистеме и опутавших весь Казахстан проводах творится своя тарифная чехарда: кто-то пытается отыграться на бюджетниках, кто-то - на МСБ, а кто-то не щадит и население.
Председатель АЗРК, хотя и взялся не за свое дело, правильно пытается отменить деление тарифов по категориям потребителей в каждом регионе. А слабо ему ликвидировать в рамках той же системы тарифные разбежки между одними и теми же категориями потребителей в разных регионах?
Или, может быть, стоит замахнуться на отмену самого засекреченного оптового рынка? В конце концов, г-н Жумангарин - президентский человек, вместе им и отвечать за успех или неуспех тарифной политики в электроэнергетике.
Пётр СВОИК, Алматы