4661

Жумангарин отменяющий

Глава Агентства по защите и развитию конкуренции “обрадовал” казахстанцев новыми тарифами на электроэнергию

Жумангарин отменяющий

“В Алматы с 1 мая планируем убрать 30-процентную дифференциацию тарифа. Средний тариф останется без изменений, тариф для населения возрастет” - новость от председателя названного агентства (АЗРК) Серика ЖУМАНГАРИНА. Это, что называется, первый звоночек, поскольку планируется отменить дифференцированный тариф на электроэнергию по всему Казахстану. 30-процент­ный рост тарифов для бытовых потребителей, да еще в нынешнее тревожное время, - это, я вам скажу, отчаянно смелая акция.

Не знаю, успокою ли этим одних и еще больше напугаю других, но грозящее алматинцам повышение получится самым щадящим, не зря южная столица станет первой, где планируют пилотную акцию. Сейчас там три тарифа: для физических лиц - 18,9 тенге за 1 кВт-ч, для юридических - 20,4 тенге и для бюджетных организаций - 29 тенге. Отмена такой дифференциации поднимет бытовой тариф, но всего на 17 процентов.

Насчет оглашенных 30 процентов господин Жумангарин немножко перепутал - такой сюрприз ожидает жителей Нур-Султана, когда до них дойдет очередь. В Алматы же, повторим, горожане станут платить на 17 процентов больше, у малого и среднего бизнеса выйдет удешевление на 5 процентов, а вот платежки за электроэнергию у бюджетников подешевеют на все 28 процентов. А теперь представьте, что усреднительная волна дойдет до Атырау, где против тарифа для населения всего в 6,4 тенге за ­1 кВт-ч стоит тариф для юрлиц в размере 35,2 тенге за 1 кВт-ч, а тариф для бюджетников еще вдвое больше. Регион-то богатый, с бюджетом все хорошо, и акимат благоразумно навешивает на бюджетных плательщиков фактическое дотирование электроэнергии для горожан. На сколько процентов там выскочит усредненный тариф для населения - сказать страшно!

Мы с вами, разумеется, против повышения тарифов, поэтому давайте обрушимся с критикой.

Пункт первый: у нас ведь действует мораторий на повышение тарифов на коммунальные услуги, по крайней мере до 1 июля, с перспективой про­д­ления, обещали. Получается, АЗРК решило своей властью отменить установленный главой государства запрет?

Пункт второй: а при чем здесь вообще Агентство по защите конкуренции, когда речь идет о тарифообразовании, а тарифами в электроэнергетике заведует КРЕМ - комитет по регулированию естественных монополий?

Нет, мы, конечно, понимаем, что КРЕМ сейчас не имеет ни лица, ни позиции, а нынешний председатель АЗРК до этого возглавлял и тот регулирующий орган, а в промежутке поработал целым союзным министром в ЕАЭС по тому же тарифно-антимонопольному профилю. И вообще, именно он уже много лет определяет в Казахстане всю тарифную и антимонопольную политику. Серик Макашевич реально профи в своем деле, самый знающий и влиятельный у нас в стране специалист. Но все же за свое ли дело он взялся в данном случае?

В электроэнергетике объективно всего две площадки, на которых и возможна, и полезна организация реальной конкуренции. Это балансирующий рынок электроэнергии, на котором системный оператор ежесуточно, каждый час и минуту в зависимости от графика потребления дает команды электростанциям на повышение или понижение выработки. Так вот если это физическое балансирование дополнить функцией единого закупщика, причем закупать именно у той электростанции, которая в данный момент диспетчерского графика предлагает наименьший тариф, то получится выгодная и электростанциям, и потребителям схема, когда результирующий тариф будет наименьшим из возможных. Причем такой тариф будет единым для всего Казахстана. Его можно будет утверж­дать на парламентском уровне неизменным на долгие сроки, для особо энергоемких или социально приоритетных потребителей применять понижающие коэффициенты, а кое для кого - повышающие. И пусть это все гласно утверждают депутаты.

Плюс по желанию потребителей они смогут выбрать оплату не по среднему тарифу, а по трехставочному, например с коэффициентом 2 в часы вечернего максимума и с коэффициентом 0,5 в ночные часы. Вот вам пример, когда именно конкуренция позволит установить на выходе понятный населению и бизнесу, прозрачный и неизменный тариф.

Вторая площадка для конкуренции - это рынок новой мощности. Тот же единый закупщик покупает на нем предложения действующих или планируемых электростанций по вводу дополнительной генерации, руководствуясь нужной энергосистеме структурой базовых и маневренных мощностей и наименьшей предлагаемой стоимостью будущего тарифа.

Ау, Агентство по защите и развитию конкуренции! Есть ли в Казахстане конкурентный рынок балансирующей мощности? А есть ли у нас конкурентный рынок новой мощности, обеспечивающий вывод Казахстана из уже схватившего за горло дефицита, и опережающее развитие электроэнергетики?

Нет ни того ни другого, и мы не спрашиваем, почему борцы за конкуренцию ищут не с того конца, занимаются не своим делом и отлынивают от своих обязанностей. Лучше объясним, откуда вся нынешняя чехарда с тарифами для физиков, юриков и бюджетников, тогда лучше прояснится и роль АЗРК.

Все начинается на так называемом оптовом рынке электроэнергии, на котором в отличие от балансирующего рынка закуп осуществляется на основе средне- и долгосрочных договоров. А такая конструкция принципиально исключает конкуренцию, так как все продавцы предлагают абсолютно одинаковый товар, но в разных объемах и по разным ценам. Соответственно, контракт­ные пары составляются не в свободном поиске, а через некоего базаркома. Точнее, через примерно десяток базаркомов, потому что вся электроэнергетика разобрана между десятком псевдогосударственных и частных корпораций. Поскольку обнародовать такое никак невозможно, все параметры оптового рынка: участники, объемы, контракты и тарифы - засекречены.

Возможно, даже и Серик Макашевич про это не все знает. Хотя, скорее всего, как раз знает все и потому предпочитает не вмешиваться.

Таким засекреченным образом делятся примерно 80 процентов электроэнергии, годовой оборот такого рынка - что-нибудь под триллион тенге. Возможно, это и есть цена бессилия уполномоченных государственных органов хоть что-то с этим сделать.

А дальше все просто: примерно 20 процентов электроэнергии - это потребление населения, не самой влиятельной части малого и среднего бизнеса и тех самых бюджетников. Региональные энергосбыты выносят такие объемы с оптового рынка по заведомо более высоким, чем у засекреченного распределения, тарифам и садятся с областными и городскими акимами делить средний покупной тариф на те самые дифференцированные. И в каждой области при единой энергосистеме и опутавших весь Казахстан проводах творится своя тарифная чехарда: кто-то пытается отыграться на бюджетниках, кто-то - на МСБ, а кто-то не щадит и население.

Председатель АЗРК, хотя и взялся не за свое дело, правильно пытается отменить деление тарифов по категориям потребителей в каждом регионе. А слабо ему ликвидировать в рамках той же системы тарифные разбежки между одними и теми же категориями потребителей в разных регионах?

Или, может быть, стоит замахнуться на отмену самого засекреченного оптового рынка? В конце концов, г-н Жумангарин - президентский человек, вместе им и отвечать за успех или неуспех тарифной политики в электро­энергетике.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть