Только вперёд!
Январские события, похоже, подвели черту под президентским транзитом и открывают теперь главный транзит - для всего Казахстана
В традиционное поздравление казахстанцев в новогоднюю ночь президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ счел необходимым включить такие ключевые слова: “Казахстан уверенно вступает в четвертое десятилетие независимости, которое должно стать периодом всесторонней модернизации и обновления”. Следующие несколько тревожных ночей и дней сполна подтвердили необходимость и неизбежность действительно всесторонней модернизации и обновления.
Оставим в стороне политические и идеологические аспекты, посмотрим чисто экономически и даже еще уже - с сугубо финансовой точки зрения: где взять деньги на глобальную модернизацию страны? Ведь теперь придется изыскивать немалые средства, чтобы как можно быстрее восстановить порушенное террористической атакой на государство и граждан и вернуть республику к нормальной жизни. Плюс к этому государству придется исполнять уже взятые обязательства по мораторию на тарифы ЖКХ и недопущению роста цен на продовольствие и много чего еще из того, что власти действительно услышали.
Но ведь еще до того, как кто-то бросил на города штурмовиков и мародеров, экономика вплотную подошла к необходимости срочных и очень крупных вложений в электроэнергетику, в ту же газовую инфраструктуру, от которой и побежала запальная мангистауская искра, в сельское хозяйство и во много чего еще.
А в экономике целого государства - это как в вашем собственном семейном хозяйстве: необходимое можно вырастить или изготовить самим либо купить, если у вас есть источник заработка или вы можете что-то продавать из своего. Так вот первая проблема нашей экономики - вовне мы теперь не зарабатываем, а… залезаем в долг. Полных данных за закончившийся год пока нет, может, дождаться их, или взять итоги 2020 года, или еще годом ранее - цифры будут разными, а суть одна. Вот иллюстрация этой сути на примере отчета за три квартала 2021 года.
Баланс экспорта-импорта товаров 15,1 млрд долларов. Продаем мы сырье, покупаем готовые товары - очень невыгодная схема: экономика Казахстана в самом низу мировых цепочек стоимости, причем по всем направлениям нашей “многовекторности”, тоже пора вылезать из этой ямы. Тем не менее полтора десятка миллиардов долларов за неполный год - немалые деньги.
Зато баланс экспорта-импорта услуг - это уже минус 1,3 млрд. Выкачивать валюту из Казахстана за счет разного рода “консалтинга” - тоже устоявшийся прием “вывозной” экономики.
Но заработки иностранных “услугодателей” - тоже копейки против баланса не товарных, а финансовых потоков.
Только за три прошлогодних квартала из Казахстана выведено 16,9 млрд долларов, что существенно больше, чем принес нетто-экспорт сырья. Что это за потоки такие? А это все вместе: то, что Казахстану приносят доходы от валютных запасов Национального фонда и золотовалютных резервов Национального банка, и то, что забирают себе иностранные инвесторы и кредиторы. И это тот якорь внешней зависимости, на который крепко посажена наша “вывозная” экономика.
В результате общий счет текущих операций внешнего платежного баланса Казахстана за те три квартала принес нехватку 3,1 млрд долларов. За полный год набежит еще минус. И как будем его покрывать?
Можно девальвировать тенге, и тогда внешняя арифметика на год-полтора станет получше за счет удорожания всего на внутреннем рынке, производимого и импортируемого. Можно напривлекать еще больше иностранных кредитов и инвестиций с последующим еще большим вывозом валюты. А можно, чем занимались уже несколько подряд правительств, включая отправленное в отставку, пытаться приналечь на увеличение добычи сырья или нарисовать планы привлечения в Казахстан таких “якорных” инвесторов, которые возьмутся развивать не сырьевой экспорт, а переработку, или, допустим, сельское хозяйство, или туризм, или нефтехимию, или машиностроение, или еще что-то полезное не для их вывозного интереса, а для решения главной для самого Казахстана внешнеэкономической проблемы - вывода в плюс платежного баланса и возвращения Национального фонда из расходного в накопительный режим.
Но все это фэнтези, потому что надо не молиться на иностранных инвесторов, а всерьез разбираться с самой “вывозной” экономической моделью.
Теперь насчет того, где взять дополнительные деньги для решения накопившихся задач во внутренней экономике. С внешнего рынка путем обменной эмиссии тенге, как видим, их не привлечешь - валюты выводится больше, чем заводится. Но зато есть Национальный банк, который, как написано во всех рыночных букварях, для того и существует, чтобы осуществлять разумную кредитную эмиссию, которую банки второго уровня (БВУ) распределяют по экономике. Разумную, разъясняют буквари, это когда инфляция в данной экономике удерживается в допустимом коридоре двумя рычагами главного банка. С одной стороны, это базовая ставка, по которой Национальный банк обеспечивает свежими кредитами банки второго уровня, достаточно низкая для производственного кредитования, даже с учетом маржи БВУ. С другой - это так называемые резервные требования: Национальный банк обязывает БВУ часть своих активов хранить на его счетах, чтобы те не переходили грань, за которой избыточные кредиты вызывают уже инфляцию.
Не знаем, читали ли те буквари руководители Нацбанка или их сразу назначили в высшую школу, но только базового кредитования казахстанских банков Нацбанк не осуществляет вовсе. Что называется, в принципе. Зато вторым рычагом шурует вовсю: объем привлекаемых от БВУ депозитов и продаваемых им так называемых нот колеблется по месяцам в диапазоне от трех до четырех триллионов тенге. И здесь замечательно работает та самая базовая ставка, по которой первичное кредитование не осуществляется, зато от нее отсчитывается доходный процент. Она у нас на порядок больше, чем на долларовых рынках, якобы из-за высокой инфляции, фактически же кредитующие Нацбанк БВУ “зарабатывают” на этом по 300-400 миллиардов тенге дохода. И зачем им какая-то экономика?
Вся эта дополнительная денежная масса элементарно печатается, но идет не на пополнение оборотных средств, не на развитие производства и не на повышение платежеспособности населения, а чисто банкирам и спекулянтам финансового рынка. И уже от них просачивается в экономику, порождая тот самый рост цен на рынке, с которым Нацбанк упорно борется, завышая стоимость местной валюты. И все (участники такой схемы) счастливы.
А еще полтриллиона тенге под видом инвестиционного дохода ежегодно вытаскивается из и так перенапряженного бюджета и вдувается вместе с изымаемой у всех легально работающих зарплатной десятиной в пузырь ЕНПФ, мало что дающий пенсионерам и совершенно бесполезный для экономики.
Только не подумайте, что все это от безграмотности. Схема внешней эксплуатации экономики Казахстана по нескольким векторам сразу продумана умно, увязана по всем составляющим и обеспечивается грамотным подбором исполнителей.
Скажем больше: перевод мирных протестов в террористическую атаку организован теми силами внутри и снаружи Казахстана, которые как раз заинтересованы в сохранении компрадорской системы и которых элементарно подвели нервишки на фоне грядущих перемен. Кое-кого из олигархов, кстати, в сложившейся ситуации целесообразно призвать к добровольному раскулачиванию в обмен на смягчение наказания. Что уже и сделал президент, создав народный фонд, в который должны будут регулярно отмечаться олигархи, разбогатевшие за счет Казахстана. А вообще, необходимые нашей экономике средства можно найти только на путях перехода к новой модели, позволяющей работать на себя, а не на заграницу.
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы