Путь-дорожка золотая…
Грузоперевозчики Павлодарской области, которые, после того как трасса Нур-Султан - Павлодар стала платной, вынуждены оплачивать путь, который они не проезжали, теряются в догадках: что это - умный просчет или гениальный расчет? В местном “Казавтожоле” все списывают на техническую ошибку. Но устанавливать дополнительное оборудование, чтобы обеспечить счет по факту, отказываются.
Интересно, чем думали в “Казавтожоле”, когда определяли места для установки автоматизированной системы, ведущей учет тех, кто пользуется платной трассой. По какой логике арку, считывающую данные машин, установили не в Экибастузе, а через два километра от него, тем более если это принципиально важно при определении конечной стоимости поездки? И теперь получается, что клиенты “платника”, выезжающие с грузом из Экибастуза в Павлодар, платят не за 130 километров, которые отделяют эти два города, а как будто едут от самой границы Павлодарской области.
Переплата получается существенная. К примеру, путь из Павлодара до Экибастуза по платной трассе обходится для грузовых автомобилей примерно в 2600 тенге, а тот же отрезок в обратном направлении, то есть из Экибастуза в Павлодар, - уже в 4000. А если водителю и вовсе не нужно в областной центр, к примеру, после Калкамана он съезжает с платного участка дороги и едет в сторону Аксу, то получается, что он вообще оплачивает полный маршрут примерно в 220 километров просто так, тогда как фактически эксплуатирует около 65 километров трассы.
Неудивительно, что водители большегрузов решили дружно добиваться справедливого начисления за пользование платной дорогой на участке Экибастуз - Павлодар. Их полностью поддержали в экибастузском филиале региональной палаты предпринимателей “Атамекен”.
- Это же как дважды два - делая платными новые автобаны, плату за их эксплуатацию взимать по факту: сколько проехал, столько и заплатил! А начислять деньги за путь, который человек не проезжал, - то же самое, как если бы пассажир оплачивал не только свою поездку в общественном транспорте, но и факт выезда автобуса от конечной остановки. Это же просто нонсенс! - возмущается директор экибастузского филиала областной палаты предпринимателей Медият МУСАНАП.
В “Казавтожоле” ошибку в правилах взимания платы за пользование платными автострадами признали. Но не согласны с тем, что исправлять ее нужно с помощью установки дополнительных арок фиксации, как предлагают в “Атамекене”.
- Павлодарский участок трассы Нур-Султан - Павлодар включает три арки фиксации: на подступах к областному центру, возле Экибастуза и на границе Павлодарской и Акмолинской областей, - рассказывает директор павлодарского филиала национальной компании “Казавтожол” Акылбек КАБЫЛДИН. - Этого количества на регион вполне достаточно. Дополнительные системы фиксации грузо- и пассажиропотока, каждая из которых стоит около 50 миллионов тенге, будут просто нерентабельны и приведут к удорожанию проездного тарифа.
А вот второе предложение дальнобойщиков дорожники считают более жизнеспособным. Речь идет о внедрении годового абонемента для грузоперевозчиков, живущих в Павлодарской области, для их передвижения внутри региона. По аналогии с абонементом для владельцев легковушек, которые, раз в год заплатив тысячу тенге, могут внутри области пользоваться платной трассой неограниченное количество раз.
- Соответствующее предложение мы уже подали в наш центральный аппарат, и думаю, по нему будет принято положительное решение, - обнадеживает Акылбек Кабылдин.
Со стоимостью такого льготного проездного билета для грузоперевозчиков в “Казавтожоле” еще не определились. В разговоре директор павлодарского филиала назвал цифру в 200 тысяч тенге. Но тут же поспешил добавить, что это лишь предварительные расчеты, которые в головном офисе еще могут не утвердить, посчитав слишком высокими.
Но абонемент абонементом, а что же делать с самой системой некорректной фиксации данных? Единственное решение проблемы в “Казавтожоле” видят в изменении программного обеспечения, которое бы точно фиксировало время проезда автотранспорта.
А пока все остается по-старому, дорожники обещают на время отключить арку фиксации, установленную на подступах к Экибастузу. Говорят, что подобная мера, если будет одобрена в головном офисе национального оператора, позволит снизить градус напряжения среди водителей.
В общем, над возможными вариантами решения проблемы дорожники уже голову сломали. И что мешало сделать то же самое на этапе определения мест для установки будущих арок фиксации? Вопрос, скорее всего, риторический…
Ирина ВОЛКОВА, Павлодар