Назло технологиям
В Актобе небольшой участок дороги с инновационной изюминкой, построенный почти за полмиллиарда тенге, не выдержал испытания дождем.
В прошлом году в Актюбинской области запланировали отремонтировать более 600 км дорог. На это из областного и республиканского бюджетов предусмотрели баснословные по местным меркам деньги. Своего звездного часа дождалась и автоветка, ведущая к аулу Коптогай. Она расположена между двумя населенными пунктами - Уил и Шубарши. Ее протяженность чуть больше 21 км.
- Трасса довольно оживленная - в сутки по ней проезжают свыше двухсот авто, - делится водитель Кайрат ЖАЛГАСБАЕВ. - Но качество оставляло желать лучшего, конечно.
Эта сельская дорога была как раз из разряда тех, что в 90-х годах прошлого столетия чинили чем придется. Поэтому легче было бы постелить новый асфальт, чем ремонтировать старый. Но это, понятное дело, привело бы к удорожанию проекта в разы.
Тут-то власти и вспомнили о канадской чудо-технологии, презентованной в области еще осенью 2019 года. А что, климат Казахстана и Канады во многом схож. И там тоже, оказывается, много глинистых дорог. Но иностранцы, как выяснилось, изобрели уникальный стабилизатор, который достаточно смешать с земляной насыпью. Предполагалось, что уже через месяц поверхность дороги с применением этой инновационной смеси станет тверже бетона, но в то же время эластичнее.
Для пущей убедительности компания CanRos GRP Inc, чьи представители прибыли в Актобе, за счет собственных средств отремонтировала три километра автодороги Шубаркудук - Уил - Кобда - Соль-Илецк.
- Прогресс остановить невозможно! Не будем делать мы - будут делать другие! А мы будем терять по качеству и по времени! - был короток тогда аким Актюбинской области Ондасын УРАЗАЛИН.
Подчиненные услышали шефа и весной прошлого года для среднего ремонта дороги в ауле Коптогай разыграли тендер стоимостью 443 млн тенге. Его выиграла компания РСУ-1. Отдельно прошли госзакупки на услуги технадзора, а это еще свыше 14 млн тенге. Общая стоимость проекта приблизилась к полумиллиарду тенге. И это при том, что от некоторых традиционных материалов, того же битума, ремонтники отказались полностью.
Теперь выяснилось, что дорога, которую строили с применением канадской смеси, буквально расползлась. А перед этим не выдержал проверки то ли автомобильным потоком, то ли непогодой показательный трехкилометровый участок трассы Шубаркудук - Уил - Кобда - Соль-Илецк.
- Да, дорогу в Коптогай строили в рамках пилотного проекта. В барабане вместе с иностранной жидкостью крутили щебень, глину и песчано-гравийную смесь. Стелили, потом разровняли катком. Осенью все было в хорошем состоянии, машины ездили со скоростью 120 км в час. Но потом пошел дождь, и то ли глины было много, но, в общем, дорога местами разошлась, - не скрывает аким Уилского района Аскар КАЗЫБАЕВ.
- А у меня изначально были сомнения по поводу этой канадской жидкости, и я их своевременно высказал, - говорит директор филиала РГП “Национальный центр качества дорожных активов по Актюбинской области” Тельман МАЛАЕВ. - Мне вообще неизвестно, по какой причине управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог включило эту смесь в проект. И в Кобде не сработало, и в Коптогае не сработало.
При этом Малаев отмечает, что центр проверял качество традиционных материалов, использованных в строительстве дорог. А вот для исследования жидкости в регионе нет необходимого оборудования.
- Говорили, что в тонну воды достаточно добавить литр канадской жидкости, смешать с грунтом, и все будет хорошо! Для меня это фантастика. Ну как такое возможно? Смеются даже те, кто далек от дорожных тем. То, что этот метод в наших условиях не сработает, мне было ясно с самого начала, - отмечает Тельман Джадгерович.
В то же время он не стал делать однозначных выводов - вполне возможно, что смесь действенная, а технологию нарушили актюбинские дорожники. Хотя на месте ремонта весь процесс в том числе контролировали и сами канадцы.
К слову, в апреле этого года на заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Бейбут АТАМКУЛОВ назвал регионы с самыми плохими дорогами. В их числе оказалась Актюбинская область. Сразу после этого руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Малимбет ИБРАШОВ, который знакомил некогда журналистов с канадской технологией, уволился по собственному желанию. Новое руководство управления пока хранит упорное молчание.
Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Абылая НАЖМАНОВА, Актобе