5239

Назло технологиям

В Актобе небольшой участок дороги с инновационной изюминкой, построенный почти за полмиллиарда тенге, не выдержал испытания дождем.

Назло технологиям
Представитель канадской фирмы Юрий Тарасов (слева) обещал чудеса после применения инновационной жидкости, глава региона Ондасын Уразалин ему поверил.

В прошлом году в Актюбинской области запланировали отремонтировать более 600 км дорог. На это из областного и респуб­ликанского бюджетов предусмотрели баснословные по местным меркам деньги. Своего звездного часа дождалась и авто­ветка, ведущая к аулу Коптогай. Она расположена между двумя населенными пунктами - Уил и Шубарши. Ее протяженность чуть больше 21 км.

- Трасса довольно оживленная - в сутки по ней проезжают свыше двухсот авто, - делится водитель Кайрат ЖАЛГАСБАЕВ. - Но качество оставляло желать лучшего, конечно.

Эта сельская дорога была как раз из разряда тех, что в 90-х годах прошлого столетия чинили чем придется. Поэтому легче было бы постелить новый асфальт, чем ремонтировать старый. Но это, понятное дело, привело бы к удорожанию проекта в разы.

Тут-то власти и вспомнили о канадской чудо-технологии, презентованной в области еще осенью 2019 года. А что, климат Казахстана и Канады во многом схож. И там тоже, оказывается, много глинистых дорог. Но иностранцы, как выяснилось, изобрели уникальный стабилизатор, который достаточно смешать с земляной насыпью. Предполагалось, что уже через месяц поверхность дороги с применением этой инновационной смеси станет тверже бетона, но в то же время эластичнее.

Для пущей убедительности компания CanRos GRP Inc, чьи представители прибыли в Актобе, за счет собственных средств отремонтировала три километра автодороги Шубаркудук - Уил - Кобда - Соль-Илецк.

- Прогресс остановить невозможно! Не будем делать мы - будут делать другие! А мы будем терять по качеству и по времени! - был короток тогда аким Актюбинской области Ондасын УРАЗАЛИН.

Подчиненные услышали шефа и весной прошлого года для среднего ремонта дороги в ауле Коптогай разыграли тендер стоимостью 443 млн тенге. Его выиграла компания РСУ-1. Отдельно прошли госзакупки на услуги технадзора, а это еще свыше 14 млн тенге. Общая стоимость проекта приблизилась к полумиллиарду тенге. И это при том, что от некоторых традиционных материалов, того же битума, ремонт­ники отказались полностью.

Теперь выяснилось, что дорога, которую строили с применением канадской смеси, буквально расползлась. А перед этим не выдержал проверки то ли автомобильным потоком, то ли непогодой показательный трехкилометровый участок трассы Шубаркудук - Уил - Кобда - Соль-Илецк.

- Да, дорогу в Коптогай строили в рамках пилотного проекта. В барабане вместе с иностранной жидкостью крутили щебень, глину и песчано-гравийную смесь. Стелили, потом разровняли катком. Осенью все было в хорошем состоянии, машины ездили со скоростью 120 км в час. Но потом пошел дождь, и то ли глины было много, но, в общем, дорога местами разошлась, - не скрывает аким Уилского района Аскар КАЗЫБАЕВ.

- А у меня изначально были сомнения по поводу этой канадской жидкости, и я их своевременно высказал, - говорит директор филиала РГП “Национальный центр качества дорожных активов по Актюбинской области” Тельман МАЛАЕВ. - Мне вообще неизвестно, по какой причине управление пассажирского транс­порта и автомобильных дорог включило эту смесь в проект. И в Кобде не сработало, и в Коптогае не сработало.

При этом Малаев отмечает, что центр проверял качество традиционных материалов, использованных в строительстве дорог. А вот для исследования жидкости в регионе нет необходимого оборудования.

- Говорили, что в тонну воды достаточно добавить литр канадской жидкости, смешать с грунтом, и все будет хорошо! Для меня это фантастика. Ну как такое возможно? Смеются даже те, кто далек от дорожных тем. То, что этот метод в наших условиях не сработает, мне было ясно с самого начала, - отмечает Тельман Джадгерович.

В то же время он не стал делать однозначных выводов - вполне возможно, что смесь действенная, а технологию нарушили актюбинские дорожники. Хотя на месте ремонта весь процесс в том числе контролировали и сами канадцы.

К слову, в апреле этого года на заседании правительства министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Бейбут АТАМКУЛОВ назвал регионы с самыми плохими дорогами. В их числе оказалась Актюбинская область. Сразу пос­ле этого руководитель управления пассажирского транс­порта и автомобильных дорог Малимбет ИБРАШОВ, который знакомил некогда журналистов с канадской технологией, уволился по собственному желанию. Новое руководство управления пока хранит упорное молчание.

Малимбет Ибрашов подержал в руках фрагмент чудо-дороги.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Абылая НАЖМАНОВА, Актобе

Поделиться
Класснуть