3369

Зоны ответственности

Как реконструкция Алматинского аэропорта скажется на окружающей и социальной среде?

Зоны ответственности

На днях холдинг TAV Airports организовал общественное обсуждение материалов оценки экологического и социального воздействия проекта реконструкции аэропорта (ОВОСиСС). Сводный отчет отражает возможные риски для людей и окружающей среды в период строительства и эксплуатации нового терминала, а также меры, необходимые для уменьшения вредного воздействия.

Возможные риски включают в себя, в общем-то, типичные воздействия на экологию и социум при строительстве и эксплуатации такого рода объектов. Проводившая оценку английская компания Mott MacDonald предлагает предпринять адекватные меры для их минимизации.

Что касается социальных аспектов, то на этапе строительства планируется создать 1109 временных рабочих мест для привлечения не только казахстанских, но и иностранных специалистов.

Реконструкция аэропорта также окажет влияние на расположенные здесь предприятия сферы услуг (кафе, магазины, аптеки и т. д.), часть из которых может закрыться на время строительных работ. Кроме того, изменение пассажиропотока через терминал аэропорта может привести к перебоям в работе этих объектов уже во время эксплуатации.

В ходе эксплуатации объекта планируется оптимизация штатного расписания и сокращение масштабов производства, что повлечет за собой сокращение персонала. В то же время после открытия нового терминала руководство аэропорта обещает создать до 800 постоянных рабочих мест. При этом приоритет будет отдаваться жителям Алматы и соседних населенных пунктов, бывшим работникам, молодежи и женщинам.

Много вопросов у участников обсуждения вызвала планируемая ширина санитарно-защитной зоны (ориентировочно 500 м) вокруг территории аэропорта и зоны авиационной безопасности (4 км от взлетно-посадочной полосы и 15 км от контрольного пункта аэропорта). Напомним, ранее и прежнее руководство

аэропорта, и власти, и другие заинтересованные стороны говорили об опасностях, которые создают расположенные рядом с аэропортом объекты. Достаточно вспомнить трагедию с крушением самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air, в результате которой погибли люди. После этого ЧП рассматривался вопрос о сносе расположенных в непосредственной близости от аэродрома строений, однако конкретных решений у властей пока нет. Сейчас вопросы установления указанных выше зон решаются на уровне правительства и, как сообщают авторы ОВОСиСС, работы по их обустройству будут закончены в 2023 году.

“В настоящее время неизвестно, потребует ли правительство Казахстана переселения существующих землепользователей в рамках реализации этих зон. Если это потребуется, то планы по восстановлению жизнеобеспечения и переселению будут разработаны и реализованы в соответствии с международными стандартами, как того требуют кредиторы проекта”, - говорится в отчете, наряду с которым на сайте аэропорта опубликован проект рамочного документа по выкупу земель и переселению людей, перемещению строений.

Между тем, как заявил житель поселка Гульдала Данияр ИБРАИМОВ, уже сейчас власти отказывают населению в изменении целевого назначения участков на индивидуальное жилое строительство, ссылаясь на вышеуказанное зонирование.

- В ваших документах сказано, что если кого будут сносить или вынужденно переселять, им акимат будет предоставлять участки, - сказал он. - Мы идем в акимат, показываем ваш проект, а они говорят: нам это не надо, аэропорт -

стратегический объект, раз они хотят расширить свою территорию, пусть сами этим занимаются.

- Мы территорию не расширяем, мы в рамках существующей территории действуем, - возразила менеджер по связям с общественностью Юлия АЛЛАХВЕРДИЕВА.

- Но проект санзоны вы инициируете, соответственно, у вас уже есть какая-то подоплека, - продолжил Ибраимов.

- И вы хотите, чтобы я вам новый дом пообещала?

- Я не хочу, чтобы вы мне новый дом пообещали, я хочу, чтобы мне мой участок согласовали, и все. И я не один такой, за мной 200 человек моих соседей!

- До тех пор, пока не будет утверждена расчетная санитарно-защитная зона с учетом всех требований (шум, маршруты пролета воздушных судов), вашу территорию будут рассматривать в контексте ориентировочной санитарно-защитной зоны, - вступил в разговор эколог проводившей оценку компании Сергей ГОНЧАРОВ. - После того как она будет установлена, возможно, ваша территория не попадет туда, и тогда вам согласуют ИЖС.

Организаторы обсуждения по­обещали учесть замечания и предложения общественности касательно проекта.

Мадина АИМБЕТОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть