Где деньги взять на демократию
Выборы сельских акимов состоялись, а вот концептуальная законодательная основа под них как-то запаздывает. Имеется в виду концепция развития местного самоуправления до 2025 года с еще только обещанным в ней законопроектом “О местном самоуправлении”. Но это, к сожалению, еще не самая основная проблема для дальнейшего развития страны.
Рассматриваемую ситуацию можно назвать этаким аппаратным сбоем, тогда как процесс формирования “самоуправления по-казахстански” идет давно и последовательно. Во всяком случае, комиссия по децентрализации государственных функций и межбюджетных отношений во главе с перспективным вице-премьером была создана еще в самом начале нынешнего века. Работа по наделению местных органов государственного управления большей самостоятельностью и ответственностью с тех пор и продолжается.
Так, в 2012 году была утверждена концепция развития местного самоуправления (МСУ), рассчитанная до 2020 года, и в нее были заложены такие смелые шаги, как введение бюджетов четвертого (сельских округов, сел и аулов) уровня и выборность сельских акимов через районные маслихаты. И вот в послании 2020 года президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ своевременно поставил перед правительством задачу разработки новой концепции МСУ, с чем правительство несколько, скажем так, запаздывает.
Проект, в котором как раз и предлагалось перейти от косвенных к прямым выборам акимов низового звена с перспективой распространения выборности на районный уровень и даже на уровень городов, включая областные, к самим выборам почти поспел и был представлен на подпись главе государства. Но… возвращен на доработку в правительство, а оттуда авторам - в Министерство национальной экономики. Возможно, потому, что выставленный, как и полагается, на обсуждение проект мощной общественной поддержки как-то не получил. Наоборот, группа активистов опубликовала заявление, что предложенная концепция совершенно не дает ответов на то, каким образом должно быть устроено это самоуправление, что выборы преждевременны и что она принимает на себя обязательство подготовить свое видение реформы МСУ и вынести его на публичное обсуждение.
То, что лежащий на подписи проект был охотно возвращен разработчикам, тоже свидетельствует: наверху понимают, что нужны новые подходы.
И вот уже Миннацэкономики обращается к возмутителям спокойствия: давайте разговаривать. А о чем, собственно? Тем более что выборы “акимчиков” уже проведены.
Дело в том, что очередная концепция независимо от качества текста есть отражение уже более чем двадцатилетней проделанной работы, в которой все многостраничные перечни функций и обязанностей не по одному уже разу распределены-уточнены между всеми уровнями управленческой вертикали, и ровно так же по уровням расписаны все налоговые и бюджетные пропорции. Идеальной такую работу не назовешь, но доскональной - точно. Добавить в нее чего-то такого прорывного уже не получится, можно только принципиально поменять. Но на что?
По существу, у правительственной концепции только два недостатка: одно лукавство и одна ошибка. Так, она, наполовину заполненная описанием европейских самоуправлений, лукаво не упоминает, что у нас принципиально иначе. Там это государства в государстве, у нас - вертикальное государство. А ошибка - это выборы акимов, поскольку выбирать вставленных в вертикаль госслужащих - значит профанировать как госслужбу, так и выборы.
Но, допустим, активисты-оппоненты решатся высказать прямо-таки напрашивающуюся альтернативу: давайте как в Европе! То есть местное госуправление сохраняется на территориях областей, районов и сельских округов, а местное самоуправление конституируется для городов, включая столицы, поселки, села и аулы. Но тут сразу - стоп: а где деньги?
В Европе разделение властей, когда каждый город и самый малый населенный пункт есть маленькое государство, - это не развод, а оптимальное устройство большой и работящей семьи, в которой у каждой ячейки есть свое хозяйство, своя ответственность за него и своя закрепленная доля от общесемейных поступлений и таких же взносов в общий бюджет.
А у нас вся идеально-досконально проделанная за двадцать лет работа прямо-таки вопиет: на нижние уровни управления, как раз там, где люди живут (как эти уровни ни называй, госуправлением или самоуправлением), ресурсов нет!
Констатируем закольцованную нехватку: у государства нет тех бюджетных излишков, которыми оно могло бы поделиться, а у самих городов и сельских поселений категорически нет того хозяйства, с которого они и сами могли бы жить, и государству что-то добавлять. Плюс государство не имеет тех кредитных и инвестиционных ресурсов, которые необходимы для создания экономической базы отдаваемых под местное самоуправление городов и сел-аулов.
Вот в таких рассуждениях мы и набрали почти достаточную скорость перед прыжковым трамплином с надписью “ВЭД: национальный контроль”. В самом деле, ведь чем принципиально характеризуется нынешняя экономическая модель, досконально-идеально закольцованная с отсутствием ресурсного обеспечения реально необходимого стране местного самоуправления?
Как раз принципиальным отсутствием государственного контроля над свободно складывающимся внешним платежным балансом, над таким же плаванием курса национальной валюты, над вынесенными за пределы национальной юрисдикции сделками по экспорту-импорту и по привлечению иностранных инвестиций и займов. И, как следствие, принципиальным отсутствием в самом Казахстане доступного производственного кредита и национального инвестиционного потенциала.
Подчеркнем: невозможность в рамках вывозной модели создания современного городского и сельского самоуправления - это не от чьей-то глупости, модель по-своему очень даже умна. И это не специальное вредительство - кое для кого именно такая модель самая полезная. Ведь что надо для наиболее экономичной, без ненужных затрат внешней эксплуатации нашей страны? Нужны нефтяные и горнорудные месторождения с каким-то персоналом на них, нужны обслуживающие электроэнергетика и железнодорожный транспорт, и еще нужна Столица с правительственным аппаратом. Вот это необходимое неплохо финансируется, а большая часть городов и их жителей - они просто лишние для такой модели. Села же и аулы лишние абсолютно.
Итак, если уж говорить о современном местном самоуправлении в Казахстане, без которого мы ни в какие тридцатки не попадем, то начинать надо даже не с политической, а с экономико-политической реформы, в центре которой тот самый национальный контроль над ВЭД - внешней экономической деятельностью. Как именно его устанавливать - это тема еще не одного нашего разговора, а пока главное - начать такой разговор.
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы