Не спешить, но и не опоздать
Перспектива электроэнергетики Казахстана: ВИЭ, уголь или… атом
На минувшей неделе глава государства провел большое совещание по развитию электроэнергетики. Если коротко, пакет новых подходов таков: а) ввод новых источников электроэнергии не поспевает за темпами жизни вообще и экономики в частности, надо ускоряться; б) тарифы должны покрывать затраты и обеспечивать развитие; в) долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) к 2030 году с запланированных 10 процентов следует увеличить до 15; и - внимание! - г) спешить со строительством атомных станций не будем, но опаздывать тоже не следует. Не торопясь, разберем все по порядку.
Пока что максимум электрической нагрузки мы имели 7 декабря прошлого года в 19.00, и составил он 15 761 МВт. Заметим, что предыдущий максимум был зафиксирован 26 ноября 2019 года тоже в вечернее время, и был он тогда на 579 МВт меньше. Это для оценки темпов роста. Так вот зимним вечером 7 декабря все электростанции Казахстана, задействовав все, что смогли, выдали 15 461 МВт, а 300 МВт пришлось докупать. Вернее, так: в тот самый напряженный для энергетиков вечер мы привлекли из России 614 МВт, а сами 314 МВт отправили на поддержку системы Центральной Азии.
Это что было. А теперь насчет того, что будет. У нас есть прогнозные балансы Минэнерго, согласно которым максимум этого года где-то в ноябре-декабре нас ждет в 16 146 МВт, то есть на скромные 385 МВт больше. А к 2027 году максимум вырастет на 3060 МВт - до 19 206 МВт. Или по 510 МВт ежегодно. Что, надо сказать, совсем не выглядит завышенным.
По тем же прогнозам, чтобы покрыть такой прирост, понадобится с учетом выбытия устаревших котлов и турбин ввести 3223 МВт новых мощностей. Для понимания масштабов это как раз на уровне располагаемой мощности самой большой у нас Экибастузской ГРЭС-1, которую, кстати, строили семь лет (не говоря уже о предпроектных и проектных работах) усилиями всей советской страны.
Здесь важное пояснение насчет того, почему получается это пересечение вполне умеренных для самих энергетиков расчетов на ближайшую перспективу с буквально шокирующим объемом нового энергетического строительства, потребного финансирования и вытекающих из этого тарифов. Потому что Казахстан вышел наконец на выработку-потребление электроэнергии… советских показателей. Так, результат 2020 года - 108 млрд кВт.час. И это чуть меньше, чем в последние годы существования КазССР. А тогда, если кто помнит, каждый год во многих городах велись энергетические стройки.
За счет каких вводов, чтобы не начать проваливаться уже предстоящей зимой, будем срочно набирать мощности, чтобы за семь лет успеть набрать их еще на главную электростанцию страны? Поговорим ниже, а пока приведем важные строчки из прогнозных балансов насчет так называемой маневренной генерации, такой, которая по команде диспетчера может быстро набирать и сбрасывать нагрузку, и не только в пиковые часы, чтобы компенсировать генерацию электростанций, работающих не по диспетчерскому графику. К примеру, ТЭЦ вырабатывают больше или меньше электроэнергии в зависимости от того, какая на улице температура. А у ГЭС есть масса ограничений со стороны рыбоохраны, мелиорации и поддержания речного стока. Если взять ту же громадину ЭГРЭС-1, то она не может быстро набирать-сбрасывать мощность, к тому же это ускоряет износ оборудования. Тем не менее даже эту станцию приходится заставлять дергаться - слишком велик дефицит той самой маневренной генерации. Особенно в последние годы, потому что чем больше в энергосистеме зависящих от солнца и ветра ВИЭ, тем больше должна быть компенсирующая маневренная мощность.
Так вот в прогнозных балансах дефицит маневренной генерации на этот год составляет 463 МВт. Куда деваться - что есть, то есть. Вернее, нет. И быстро, до зимы, этот дефицит не закроешь. Опять придется просить у России, больше не у кого. Тем более что соседям по Центральной Азии в пиковые зимние дни тоже в поддержке не откажешь. Но, что удивительно, на 2027 год, в котором прогнозисты Минэнерго должны были хотя бы теоретически свести потребности с возможностями, дефицит маневренной генерации не только сохранен, но и удвоен - до 898 МВт.
И это, похоже, не просчет, а признание реалий: при нынешних подходах нечем его покрывать. Вернее, при прежних подходах, когда доля ВИЭ к 2030 году должна была вырасти до 10 процентов. А с повышением ее до 15 процентов дефицит... вообще трудно себе представить.
Так, ныне солнечно-ветровых мощностей построили уже на 1700 МВт. Это порядка 10 процентов от всей располагаемой мощности национальной энергосистемы. Однако доля выработки этих ВИЭ менее трех процентов, и это понятно: количество часов использования силы солнца-ветра в разы меньше, чем у базовых электростанций. Тарифы же, между прочим, в разы больше. Если попытаться представить вариант, когда весь прирост нагрузок покрывался бы за счет наращивания ВИЭ под те самые 510 МВт ежегодного повышения, надо будет вводить каждый год примерно по столько же новых солнечно-ветровых станций, сколько их успели построить со времен ЕХРО-2017. Мало того, как-то надо будет ухитриться и продублировать эти мощности хотя бы на треть строительством маневренной генерации, которой уже и сейчас остро не хватает.
Короче, попытайся Министерство экологии, продвигающее “зеленую” энергетику у нас в стране, нарисовать хотя бы в первом приближении конкретный план покрытия нагрузок на предстоящие 7-10 лет да подсчитать, сколько к ВИЭ потребуется маневренных мощностей, да оценить капвложения, да вывести вытекающий из этого тариф… такой план рухнет под собственной тяжестью!
Вот поэтому, надо думать, у нас до сих пор нет плана развития электроэнергетики даже на ближайшие годы. Прогнозные балансы есть, а плана их покрытия нет.
Между тем план-то и придумывать не нужно, он давно имеется. Надо просто знать, откуда его взять. Откроем секрет: из… 1991 года, того самого, в котором прервалось развитие электроэнергетики Казахстана и всего СССР.
И взять оттуда надо прежде всего три объекта.
Это Кербулакский (ниже Капшагайской ГЭС) и Булакский (ниже Шульбинской) ГЭС-контррегуляторы. Они как раз и позволят нарастить самую дефицитную ныне пиковую мощность, а также стратегическая, опорная для всей казахстанской энергосистемы (и не только для нее) Балхашская теплоэлектростанция, которая уже начинала строиться под именем Южно-Казахстанской ГРЭС. Будет у нас эта ТЭС - энергосистемы центра и юга в Казахстане станут едиными, а сам Казахстан укрепит свою связующую роль между энергосистемами Российской Федерации и Центральной Азии. А не решимся или просто опоздаем с решением, Минэкологии достанется возможность отчитываться перед заграницей об успехах в продвижении ВИЭ, нам же с вами - рост тарифов пополам с веерными отключениями.
Спрашиваете: на что же здесь решаться? Либо на угольный вариант с отказами от обязательств по Парижскому соглашению, и это будет круче, чем посадка самолета Батькой Лукашенко. Либо… строить АЭС. И здесь, как правильно сказал президент, спешить не стоит, но и опаздывать не следует.
Пётр СВОИК, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы