6614

ТЭЦ-2: нет худа без добра?

Проект перевода Алматинской ТЭЦ-2 на газ, прошедший, казалось бы, самое непреодолимое - яростную критику экологической общественности, плотно застрял на стадии государственной экспертизы. Официальная претензия - выросшая стоимость. Но это еще не самое главное препятствие.

ТЭЦ-2: нет худа без добра?

Создается впечатление, что экспертиза на самом деле уперлась не в возросшую стоимость проекта из-за подорожания металла, а в более глубокий, хотя и лежащий на поверхности вопрос: а зачем вся эта гигантская переделка?

В самом деле, перевод пылеугольного котла БКЗ-420 на газ - процедура понятная и не раз на разных электростанциях проделанная. Можно ли было ее повторить на ТЭЦ-2? Конечно. Собственно, с этого и началось: когда первый президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ дал команду КазНИПИЭнергопроекту подготовить именно такой проект - с заменой горелок на газовые. Подготовил. Все удовольствие укладывалось, кстати сказать, в сумму меньше 30 миллиардов тенге (на столько сейчас проект подорожал со 100 миллиардов).

Но была одна запинка - утвержденные на уровне комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и инфраструктуры нормативы, запрещавшие прокладку газопроводов и установку газовых горелок ниже нулевой отметки. Причем внутри таких нормативов своя запинка: относящихся к этому вопросу документов всего два. И в одном из них размещение газовых горелок ниже нуля как раз разрешается при условии таких-то и таких-то защитных мероприятий, которые на ТЭЦ-2, имеющей 12-метровый подвал под нулевой отметкой, в любом случае необходимы. Формально ниже нуля запрещено располагать только газопроводы, и нормотворцам из КДС можно адресовать вопрос: так не бывает, что горелки можно, а подвод газа к ним - нельзя, у вас в нормативах нестыковки и противоречия, поправьте, пожалуйста.

Строительные нормы и правила безопасности пишутся, конечно, кровью, и соблюдать их необходимо. Но ТЭЦ-2 совершенно типовая по компоновке и набору оборудования. Она уникальна лишь 12-метровым из-за просадочных грунтов заглублением в землю. Само ее существование - нарушение доброй половины норм и правил, на которое инженеры и государственные руководители советской поры осознанно пошли ввиду отсутствия иной подходящей площадки. И не ошиблись, подтверждение этого - сорокалетняя надежная работа.

Впрочем, зачем нам старые времена, вот относительно недавний пример: когда из-за вынужденного перехода с карагандинского угля на экибастузский и падения паропроизводительности потребовалось установить восьмой котел, тоже пришлось обходить уже суверенные нормы. И была сочинена разрешительная бумага, что закон обратной силы не имеет, и уж коль семь котлов работают, можно ставить и восьмой.

Но на этот раз как-то так сложилось, что ни проектировщику, ни заказчику - АО “Самрук-Энерго”, ни даже всесильному акиму Алматы не удалось добиться ни устранения противоречий в строительных нормативах, ни согласия комитета по делам строительства на разработку СТУ (специальные технические условия) для единственной в мире Алматинской ТЭЦ-2.

Между нами говоря, мы же знаем, как решаются вопросы в нашей стране, особенно в сомнительных случаях: при любых непонятках руководствоваться исключительно законом. Fiat iustitia, et pereat mundus (Да восторжествует юстиция, даже ценой гибели мира), говорили древние римляне, и эта максима, похоже, стала религией наших властей.

Напомню, в проект заложена полная переделка всех котлов: остаются только несущие каркасы с барабанами наверху, остальное изготавливается и навешивается заново. Благо перевод на газ позволяет сократить топочные пространства. Все идеально соблюдено: газопроводы - выше нулевой отметки, горелки - тоже. А под всей этой красотой тот самый 12-метровый подвал, который все равно надо вентилировать и снабжать всей защитной автоматикой. Ровно так же, как если бы котлы перевести на газ в нынешних габаритах.

Впрочем, если отвлечься от финта с обхождением нормативов, у варианта полной переделки есть свои резоны. Приспособление котлов к экибас­тузскому углю плохо сказалось на них - износ вырос, а производительность и КПД упали. И в инженерном смысле заманчиво воспользоваться переходом на газ, чтобы обновить сами котлы и сделать их экономичнее. По существу, мы имеем технико-экономическое сравнение двух вариантов: минимальная переделка, но с несколько большим расходом газа и в разы более грандиозная реконструкция, зато обещающая экономию на эксплуатации.

Вот только не с чем сравнивать: вариант с заменой горелок уже года три лежит в архивах КазНИПИЭнергопроекта сам по себе, а в нынешнем ТЭО его просто нет. Такой вот обходной финт. И проектировщиков винить не в чем - не могут же они предлагать проект, не вписывающийся в нормативные требования.

Хотя есть в нашей стране как минимум два десятка инстанций и должностных лиц, полномочий которых с лихвой хватило бы на то, чтобы свести оптимальные для ТЭЦ-2 инженерные решения со строительными требованиями и специальными техусловиями. Например, прямо сейчас - на уровне государственной экспертизы.

А если удастся добиться такого сравнения, вот еще аргумент в пользу минимальных переделок - элементарно страховочный. Полная реконструкция принципиально ликвидирует возможность резервного использования угля, случись вдруг что-то.

Да, газ - это великолепно, газификацию Алматы и пригородов надо расширять и углублять. Благо уже к полувековым и надежным поставкам узбекского газа добавилась (спасибо Китаю) закольцовка с газопроводами из Туркмении. Все нитки дублируются, необходимые перемычки и узлы переключений имеются, надежность, можно сказать, стопроцент­ная.

Тем не менее представьте, что всего один раз и всего на каких-то, допустим, три дня по техническим, политическим или иным невообразимым причинам случится зимой перебой с поставкой газа. А вся южная столица только на газе. Другого топлива для резервирования отопления и электроснабжения просто нет. И что прикажете делать городскому штабу по ЧС, если не сливать воду в прямом и переносном смысле? Домовые системы и подводящие сети, чтобы не разморозить, опорожнять надо точно. Но от ТЭЦ-2 до города стволовые магистрали вообще идут поверху, да и в городе такие участки имеются, им трех декабрьских суток, чтобы заледенеть и полопаться, тоже хватит. И куда будем девать жителей до весны?

А сохрани на ТЭЦ-2 возможность часов за пять-шесть расконсервировать топливоподачу и поддержать хотя бы циркуляцию, катастрофы не случится.

Но теперь, раз все равно возникла заминка с принятием проекта газификации ТЭЦ-2, еще совсем не поздно дополнить ТЭО самым очевидным, но отсутствующим в нем вариантом и, чтобы потом не сливать воду, принять правильное решение.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть