1540

Разрубить гордиев узел

В костанайских сельских школах не хватает учеников. Чтобы решить эту проблему, местные власти организовывают переселение людей по программе “Енбек” либо предупреждают о возможности реорганизации и даже закрытия нескольких учебных заведений.

Разрубить гордиев узел
Ученики новой школы в Костанае.

Вопросы образования - как быть? как развиваться? - обсудили на большом совещании с участием акима Костанайской области Архимеда МУХАМБЕТОВА. Разговор вышел принципиальный, без воды и по существу. Тем более что в мире до сих пор еще не придумали, как обеспечить полноценное качество получения знаний в условиях пандемии. А доказывать, что дистанционное обу­чение вместо реального присутствия учеников в школах привело к пробелам в знаниях, не приходится.

Ученые и педагоги ломают копья в спорах: вариантов выхода из ситуации множество, но ни один из них не может удовлетворить всех. Есть и еще один важный фактор, мешающий обеспечить то самое качество знаний, - несоответствие гарантированному нормативу сети школ. Для Костанайской области он весьма ощутим. По словам руководителя обл­управления образования Зауре БАЙМЕНОВОЙ, пятая часть сельских школ этот норматив не выполняет.

- Таких школ у нас 97, они расположены в семи районах, - заявила на совещании Байменова. - Нехватка количества школьников приводит к низкой нагрузке на педагогов, а значит, и к проблемам с кадрами, к тому, что предметы вынуждены вести неспециалисты. При этом 22 пришкольных интерната заполнены менее чем наполовину. Но проблема, в принципе, решаема, поэтому к началу нового учебного года для подвоза школьников из отдаленных сел будет закуплен новый транспорт - 7 автобусов и 11 “газелей”.

В то же время в ряде районов отмечен дефицит педагогических кадров. Не хватает педагогов-психологов, учителей английского языка, математики, русского языка и литературы, физики, химии, художественного труда, био­логии, географии, информатики, казахского языка и литературы, истории - всего 54 вакансии. Нужны и руководители организаций образования, потребность в которых составляет 52 единицы (директоров школ - 30, детских садов - 15, организаций дополнительного образования - семь). В некоторых районах руководителей ищут годами.

Вместо таких школ, как в селе Енбек, будут построены новые.

Проблему пытаются решить за счет формирования областного кадрового резерва. Работа эта тяжелая, ведь кадровый дефицит подогревается проблемой старения педагогов. По данным Байменовой, сегодня в костанайских организациях образования работают 32 пенсионера-руководителя, из которых немало тех, с кем продлевали договор пять лет подряд и более.

Однако если в одном месте пусто, то в другом - густо. В городах области уже сегодня ощущается явный дефицит школьных площадей. Новые жилые микрорайоны требуют соответствующей инфраструктуры, поэтому до 2025 года в городах Костанайской области появится 13 новых школ. В Костанае начато строительство двух школ: в микрорайоне “Береке” на 980 мест на сумму 2,1 млрд тенге и в микрорайоне “Кунай” на 900 мест на сумму 2,6 млрд тенге.

Построят их и на других территориях - например, в Карасуском районе уже в июле будет сдана школа на 320 мест с государственным языком обучения, возведенная взамен аварийной (стоимость проекта 1,3 млрд тенге). В Карабалыкском районе в связи с отсутствием собственного здания у средней школы им. М. Сералина с государственным языком обучения будет начато строительство школы на 320 мест на общую сумму 1,2 млрд тенге. Кроме того, в 2022 году планируется строительство четырех новых сельских школ взамен старых саманных и камышитовых.

Между тем, как подчеркнула Зауре Байменова, другая стратегически важная задача сферы образования Костанайщины заключается в развитии сети организаций на государственном языке, тем более что свыше 40 процентов жителей области принадлежит к титульной нации.

- Открываются новые школы, создаются комфортные условия, но контингент учащихся с каждым годом становится меньше, - констатирует руководитель Костанайского облуправления образования. - То же самое происходит на уровне колледжей. Поэтому в целях развития государственного языка мы разработали “Дорожную карту” на пять лет. В ее рамках с нового учебного года откроются 49 групп в дошкольных организациях, в 17 школах начнется дополнительный набор в первые классы, а также появится 75 мест в трех колледжах - автодорожном, сферы обслуживания, лисаковском техническом.

Параллельно со строительством идет ремонт школ. В этом году 46 костанайских учебных заведений будут отремонтированы на сумму 4 млрд тенге. При этом 3,2 млрд тенге отпущено на капремонт, а более 817 млн - на текущий.

- В то же время насущными остаются вопросы газификации и водоснабжения объектов образования, - считает Зауре Байменова. - У нас газифицированы девять районов и три города. Возможности перевода котельных установок на природный газ есть. Эту работу надо усилить. Три года назад был принят план мероприятий по сокращению количества школ, использующих привозную воду. Но если тогда было определено 138 таких школ, то сегодня привозной водой продолжают пользоваться 112 учебных заведений. Местные акимы обязаны принять исчерпывающие меры по обеспечению школ водоснабжением.

Аким Костанайской области Архимед Мухамбетов заявил, что судьба школ в отдаленных и малонаселенных пунктах будет решаться при учете разных факторов. Среди них перспективность села, возможность увеличения школьного контингента, кадровый вопрос, в том числе создание условий для проживания педагогов.

По итогам заседания Мухамбетов поручил принять меры по приведению школ в соответствие с гарантированным государственным нормативом сети организаций образования. Он подчеркнул также важность задач, стоящих перед сферой образования, необходимость своевременного и качественного выполнения всех планов, связанных с ремонтом, строительством и организацией учебного процесса.

Михаил ТИМОФЕЕВ, фото из соцсетей и с сайта kstnews.kz, Костанай

Поделиться
Класснуть

Свежее

Династические упражнения Репортер
Династические упражнения

В столице подвели итоги конкурса “Лучшая молодая семья-2024”. Он играет важную роль в поддержке и укреплении традиционных ценностей, уделяя внимание вопросам воспитания детей, стабильных семейных отношений и активной деятельности молодых супругов.

1