4012

Энергосоюз-2035

Необходимость серьезно вкладываться в электроэнергетику становится неотвратимой, но вот вопрос: это будем делать порознь или вместе?

Энергосоюз-2035
Коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА.

В пресс-релизе о недавнем телефонном разговоре президентов Казахстана и России есть такая фраза:

“В ходе беседы было поддержано предложение о продолжении совместной работы в энергетической сфере с учетом современных тенденций и вызовов на международных рынках”. Кто предложил и кто поддержал - не уточняется, но для понимающих здесь каждое слово многозначительно. Особенно на фоне нынешней зимы, сначала заморозившей “зеленую” энергетику Японии и только что погрузившей во мрак и холод Техас. И далеко не только их. Здесь к месту напомнить, что еще на январском совещании с правительством президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ отдельно остановился на проблемах электроэнергетики и, в частности, поручил правительству, учитывая дефицит мощности к 2027 году, разработать энергетический баланс до 2035 года.

Значит, руководство электроэнергетической отраслью сумело донести до главы государства необходимость срочно браться за дело, что уже хорошо. Ведь, если честно, даже нынешний зимний сезон был пройден, что называется, впритык: пришлось задействовать все базовые мощности, причем с перегрузкой.

Все обошлось, но вылети хотя бы один крупный блок - энергетикам пришлось бы включать режим ОПЦ (отключение от питающих центров). А это те самые веерные отключения, от которых казахстанцы уже успели отвыкнуть. За всю зиму был один системный сбой на западе Казах­стана, но там подвели сети, а не генерирующие мощности, хотя расширять и укреплять надо и то и другое.

И еще надо понимать, что 2027 год для электроэнергетики - это практически вчера, а 2035-й - вполне уже конкретное завтра. Не удивляйтесь, таковы сроки составления тех самых энергобалансов, проектирования и строительства серьезных мощностей.

А теперь удивим вас еще таким заявлением про электроэнергетику: она у нас… лучшая в мире! Да, да, если брать по бесперебойности электроснабжения, по охвату электросетями и, главное, по доступной стоимости, то мы чемпионы мира! Мы - это Казахстан. Как и Россия, Киргизия, Белоруссия, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Армения с Грузией и Азербайджаном да и Украина пока еще тоже. А все потому, что это одна и та же энергосистема, самая большая, самая надежная и самая эффективная.

Эффективная в том числе и по стоимости электроэнергии. Нигде в мире этот важнейший по социальной и экономической значимости продукт не обходится в массовом производстве дешевле, чем у нас. Еще бы! Размещение электростанций, выбор их типа и мощности, конфигурации сетей - все тщательно рассчитывалось и строилось с перспективой на десятилетия.

Продолжим вас удивлять. Все знают про безнадежное техническое отставание СССР, но вот советская электро­энергетика была не хуже западной, а в совокупности лучше: надежнее и дешевле. Так пока и остается, хотя работа по ликвидации этого громадного конкурентного преимущества ведется давно и целеустремленно.

Впрочем, эта тема требует отдельного разговора, давайте пока сосредоточимся на энергобалансе-2035, и вот в каком разрезе: относительно чего его составлять?

В самом деле, смотрим на запад Казахстана, где 10 января остались без электроэнергии ряд районов Мангистауской и Атырауской областей. В электрическом смысле это невероятно длинная дуга от Мангистау до Атырау, оттуда до Уральска и далее до Актобе со своими электростанциями в каждом регионе, но с хронически недостаточными связями просто из-за громадных расстояний между ними.

Однако эта дуга устойчива, потому что Атырау через Ганюшкино выходит на Астрахань, то есть на энергосистему нижней Волги, Уральск напрямую соединен с Балаковской АЭС в энергосистеме средней Волги, а Актобе - с энергосистемой Южного Урала. И только от Актобе проложена связывающая нитка до собственно Казахстана - через Житикару на Костанай. Однако это лишь ниточка, и не только из-за расстояния. В направлении на Житикару на той стороне границы стоит мощная Троицкая ГРЭС, относительно которой и формируются все потоки.

То есть весь Западный Казахстан - это оконечные сети российской энергосистемы. Со своей в целом достаточной генерацией, но дальнейшую перспективу гораздо лучше определять совместно - элементарно дешевле. Да и как соединить запад с собственно Казахстаном, тоже надо думать. Но и этот вопрос не про разделение, а про совместное развитие.

Смотрим теперь на весь Казах­стан. Каковы его роль и место в советской еще суперэнергосистеме? А это место ровно посередине.

Павлодар и Экибастуз - это мост между дешевой электроэнергией сибирских ГЭС и центрами электропотреб­ления в европейской части России. Немножко недостроенный - из-за развала СССР не успели ввести линии сверхвысокого напряжения, в том числе на постоянном токе, но эта задача как раз и встает опять на перспективу-2035.

А еще от Экибастуза должен был идти суперэнергомост в бывшую Среднюю, а ныне Центральную Азию на соединение с мощными горными киргизскими и таджикскими ГЭС, решающими заодно и проблемы мелиорации низинных Узбекистана и Казахстана. Но завершить работу не удалось: в Киргизии ниже Нарынской ГЭС должна быть контррегулирующая Камбаратинская, предназначенная для работы в самом остродефицитном ныне, в том числе и для Казахстана, маневренном режиме. А Таджикистан пытается достроить Рогунскую ГЭС с самой высокой в мире плотиной. И к 2035 году, надо полагать, управится.

Зато мощный опережающий ход, сверх тех, еще советских, планов сделал Узбекистан: договорился с “Росатомом” о строительстве АЭС. И тем самым он элементарно берет на себя лидерство не только в процессе выработки-потребления электроэнергии во всем регионе, но и лидерство в образовательном, научно-техническом и технологическом продвижении атомной энергетики.

Казахстану же, чтобы не потерять свою центральную и связующую роль, определенную еще тогда, предназначалось построить Южно-Казахстанскую ГРЭС, назначение которой не просто мощная электростанция, а совершенно необходимая срединная опора российско-среднеазиатского энергомоста. Та станция тоже начала строиться, но от нее сохранился лишь крохотный поселок Улькен на западной оконечности озера Балхаш. Плюс муссируемый уже лет десять проект Балхашской ТЭС, в аббревиатуре которой зашифрован хоть уголь, хоть атом.

И сейчас самый главный вызов не только для энергетики, но и для всей политики Казахстана на ближайшие годы - сумеем ли построить Балхашскую ТЭС и какую: угольную или атомную? Сумеем - окажемся буквально золотой серединкой между российской и центрально­азиатской энергосистемами, задержимся - будем все больше превращаться в промежуточное пространство. Выберем угольный вариант - останемся в привычном мире, атомный - шагнем в несущее немалые риски и возможности будущее.

Есть еще обходной вариант - соединить Экибастуз и наш юг через Восточный Казахстан с его ГЭС. Но все равно нужна новая опорная электростанция, тогда уже точно атомная. Хотя прямой путь всегда короче.

И второй вызов: как будем составлять энергобаланс-2035? Если относительно только Казахстана - будут одни решения, достаточно понятные, но… сильно недешевые. Если в рамках большой энергосистемы - получится заведомо надежнее и при меньшей стоимости нового киловатта, но… при условии создания реально работающей энергетической системы от стадии разработки совместного энергобаланса, его реализации и далее.

И вообще, если рассуждения о евразийской интеграции наделить конкретным смыслом, то первый из них - водно-энергетический союз. А это уже вопрос не к энергетикам, а к политическому руководству.

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть