По тройному тарифу
В кои-то веки Казахстан выходит на новое энергетическое строительство, но при сложившейся тарифной политике этого не потянуть
СМИ подсчитали: под занавес уходящего года электроэнергия обходилась казахстанцам на 6,5 процента дороже, чем годом ранее. И еще: в прошлом году произведено 107,9 млрд кВт/ч электроэнергии - на 1,9 процента больше, чем годом ранее.
Ну что же, рост стоимости второго после хлеба народного товара на шесть с половиной пунктов - это не очень хорошо, но при инфляции в 7,5 процента, даже официальной, в том числе на продовольствие, например, на 11,3 процента, вполне терпимо. Энергетика, она ведь тоже живет с рынка, а затраты у нее громадные, в том числе больше трети - по импорту, тогда как почти сто процентов выручки - в тенге. А национальная валюта, между прочим, в январе прошлого года шла по курсу 379 к доллару, тогда как декабрь дал в среднем уже 421 тенге.
Впрочем, нас с вами гораздо больше должны взволновать те самые почти 108 млрд кВт/ч выработки. Знаете почему? Потому что ровно 30 лет назад потребление электроэнергии в КазССР было в районе 109 млрд. И в те времена, если кто еще помнит, по всему Казахстану кипели энергетические стройки, и года не проходило, чтобы не вводились три-четыре новые энергоустановки. И вот дожили, те же задачи, хотя и приторможенные ковидом, встают опять.
В подтверждение сошлемся на слова президента на недавнем совещании с правительством:
“Одним из важнейших условий дальнейшего развития страны является бесперебойная и надежная работа электроэнергетической системы. В последнее время из-за исторической зависимости от энергосистем соседних стран участились случаи перебоев электроснабжения в южных регионах. Произошедшая 10 января авария в энергосистеме Западного Казахстана показала недостаточно надежную работу изолированной энергосистемы данного региона.
Поручаю правительству и фонду “Самрук-Казына” в кратчайшие сроки начать работу по усилению южной зоны электроэнергетической системы, а также разработать схему усиления транзитных связей между западными областями страны. В перспективе следует обеспечить их объединение с Единой электроэнергетической системой Казахстана.
Принимая во внимание прогнозируемый дефицит электрической мощности к 2027 году, поручаю правительству разработать энергетический баланс до 2035 года. Он должен учитывать не только внутренние аспекты - потребление, генерацию маневренных мощностей, увеличение доли экологически чистой энергии, но и планы по развитию энергосистем наших соседей. Важно начать проекты по строительству газовой генерации на юге и ускорить развитие гидроэнергетики на юге и востоке страны”.
Сказано было еще про маневренную генерацию, традиционная нехватка которой резко усугубляется вводом ВИЭ, но и так ясно - фронт работ громадный. Одно только то, что к 2027 году нас ждет общий дефицит, показывает, что уже опаздываем, ведь появление серьезной новой мощности - это, как минимум, шесть-семь лет проектирования и строительства.
А еще это… повышение тарифов. На, как минимум... Впрочем, зачем заранее расстраиваться, давайте дождемся энергетического баланса и узнаем, на сколько больше придется скидываться.
А сейчас в самый раз разобраться с действующими тарифами, ведь в сообщении о шести с половиной процентах роста содержательной информации еще меньше, чем в средней температуре по больнице.
Как вам, например, такой расклад как раз с 1 января этого года: в самом дешевом регионе - Восточном Казахстане - средний тариф 16,3 тенге за 1 кВт/ч, а в самой дорогой Костанайской области тот же киловатт-час идет по 23,4 тенге. В Нур-Султане, кстати сказать, порция электричества стоит 16,9 тенге, а вот в Алматы - уже 20,4 тенге за 1 кВт/ч. А какая между столицами разница -понятия не имею. Знаю другое: энергосистема одна и та же, провода везде одинаковые, а государство у нас унитарное, правовое и социальное.
Впрочем, приведенные тарифы тоже только в среднем, тогда как среднего потребителя в нашей стране нет. Есть “физики” и “юрики”, а с недавних пор еще и бюджетники. А теперь, внимание, следите за арифметикой и попробуйте хоть что-нибудь понять.
Свободные жители вольного города Атырау будут платить в этом году только по 5,3 тенге, а на в чем-то провинившихся алматинцев падают 19,2 тенге за 1 кВт/ч. Жителям же главной столицы электричество отпускается по тарифу 13,4 тенге за киловатт, возможно, чтобы меньше мерзли.
А вот среди юридических лиц самое дешевое электросчастье привалило бизнесменам Мангистау - 18,2 тенге. Тогда как бурно развивающаяся Туркестанская область грузит своих “юриков” на 31,2 тенге за каждый киловатт.
Наконец, для бюджетных организаций электрическая вольница в том же Мангистау, и стоит она 18,2 тенге, а наибольшая тарифная кабала почему-то в Западно-Казахстанской области - по 44,1 тенге за 1 кВт/ч. Хотя бюджетная система в нашем государстве тоже вроде бы одна.
Как думаете, можно в этой щуко-рако-лебедевой тарифной упряжке вытянуть общий воз развития электроэнергетики?
И что же надо делать? Пункт первый: вернуть под Минэнерго оптовый рынок электроэнергии. Сейчас это отдельные “энергобазары” со своими “базаркомами”, главный из которых - “Самрук-Энерго”. Есть еще ЦАТЭК, ККС (желающие легко расшифруют аббревиатуры), “евразийцы” и так далее. Каждый “базарком” делит сначала наиболее выгодные контракты между своими, а остатки отдают неаффилированным покупателям.
Вот отсюда и идет изначальная вопиющая пестрота тарифов в одной и той же вроде бы национальной энергосистеме.
Пункт второй: образумить Министерство национальной экономики и акимов. Это министерство, которое не отвечает ни за энергетику вообще, ни за ее развитие, почему-то утверждает сетевые и конечные потребительские тарифы. Там придумали делить потребителей на категории и выпустили приказ, как это делать. Вычурно, но, по крайней мере, единообразно.
Выпустить выпустили, а как приказ исполняется - “не замечают”. Исполняется же так: региональные департаменты министерского комитета по регулированию естественных монополий делают прикидки по тому самому приказу и идут с ними к… акимам. Стоп, почему к акимам, если даже в законодательстве об электроэнергетике специально прописано, что местные исполнительные органы в такие дела не вмешиваются?
Мало ли что во всяких законах и министерских приказах написано, а решающее слово все равно за акимами. И вот акимы все как один посылают министерский приказ подальше и все переделывают. Прикидывая каждый на свой лад, кого больше и за чей счет грузить, в рассуждении возмущения какой группы - населения или предпринимателей - приходится больше бояться. Вот эти вторичные после “базаркомов” тарифные разбежки между “физиками” и “юриками”, они вроде рейтинга, в каких регионах и какие акимы кого больше опасаются.
А изобретение еще и бюджетной категории потребителей - это тоже акимовская отдушина: собственного бюджета, конечно, жалко, но можно ведь тянуть с платежами - дисциплинированные энергетики стерпят.
Отсюда пункт третий: вернуть энергетику под Минэнерго, ввести на оптовом рынке единого закупщика и установить по всему Казахстану единый национальный тариф с понижающими или повышающими коэффициентами, где целесообразно.
Пётр СВОИК, обозреватель