2557

Экономика всё-таки первичнее политики

Представленный президентом пакет реформ не слишком велик в политической части, зато более чем амбициозен в части преобразования государственного планирования и госуправления

Экономика всё-таки первичнее политики
Фото: ia-centr.ru

Выступление президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА на открытии первой сессии мажилиса VII созыва подвело черту под тем, что было, и показало нам, что будет.

Уже было сохранение той же трехпартийной конфигурации парламента со слегка обновленным набором депутатов, но с тем же спикером. И сохранение поста за действующим премьером, а значит, и воспроизведение той же конфигурации правительства. Это из того, что уже свершилось. А что нам светит впереди?

Многие эксперты поспешили расстроиться из-за того, что выборы прошли, а все осталось как было. Хотя как посмотреть: отсутствие у нас перемен в то время, когда весь мир явно слетел с катушек и движется неизвестно куда, оно, пожалуй, пока и к лучшему.

У нас есть время получше разобраться и понять, куда все несется и к чему готовиться. Тем более что при всей непредсказуемости событий в США, Европе, России и на фронтах борьбы с пандемией понятно только одно: быстро это не успокоится и в условиях внешней нестабильности нам придется жить еще долго.

Так сложилось, что именно наша страна более, чем любая иная в СНГ, завязана на внешние рынки. В самые благополучные для нашей внешнеориентированной экономики времена доля экспорта доходила до половины всего ВВП, а импорта - до трети. Сейчас эти доли чуть более тридцати и чуть более двадцати процентов. Но не потому, что структура внутреннего производства улучшилась, а лишь потому, что сама такая экономическая модель выдыхается.

В мире же тем временем определенности не добавляется. Еще в конце прошлого года Казахстану предсказывали наиболее быстрое из всех стран СНГ, как раз благодаря наибольшей завязке на внешние рынки, возвращение к экономическому росту уже со второго полугодия. Теперь прогноз передвинут на вторую половину следующего года. Хотя, что будет даже через месяц, ни международные эксперты, ни вообще кто-либо не знают.

Пока же давайте подождем 29 января и анонсированного президентом заседания Высшего совета по реформам, на котором будет рассмотрен актуализированный национальный план развития страны до 2025 года. Вот из него мы и узнаем, что с нами и со страной будет. Во всяком случае по мнению разработчиков.

Высший совет должен одобрить принципиально новую систему государственного планирования, а также новую концепцию государственного управления. В частности, правительству предстоит до конца первого полугодия обеспечить трансформацию госпрограмм в национальные проекты.

И вот это уже интересно: нацпроекты вместо госпрограмм явно по российскому образцу да еще с принципиально новой системой планирования и госуправления - это вам не понижение квоты для возможности попадания в мажилис совсем уж мелких партий или какого-то по счету эксперимента с выборами сельских акимчиков!

Но если замышлена такая принципиальная реорганизация национального планирования и госуправления, то должна быть поставлена и соответствующая масштабная задача. И она поставлена: завершить первичную индустриализацию страны. Для чего надо еще принять закон о промышленной политике, содержащий конкретные меры, действенные механизмы поддержки и стимулирования отечественного бизнеса, - так сформулировано главой государства.

От себя добавим: как раз в этом законе и должна быть конкретно расписана новая система планирования и госуправления, потому что в нынешнем правительственном исполнении задача завершения первичной индустриализации так и останется незавершенной.

В самом деле, какова была доля промышленного производства­ в 2009 году, когда стартовала первая пятилетка ФИИР (форсированное индустриально-инновационное развитие)? Эта доля составляла тогда 54 процента от ВВП. Еще 10 процентов принесла в том году продукция сельского хозяйства, а остальные 36 процентов - это сервисы, услуги, тоже дело необходимое и создающее как раз основную массу рабочих мест. Но… слишком уж уязвимое и прежде всего страдающее в кризис.

Поэтому индустриализация нашей экономики, хотя бы первичная, элементарно необходима. Обслуживать клиентов хорошо в благополучные времена, но производство все же понадежнее.

Так вот, а какой оказалась доля промышленного производства по итогам 2019 года, то есть двух пятилеток ФИИР? Эта доля стала…

42 процента от ВВП, на 12 процентов меньше. И доля продукции сельского хозяйства тоже снизилась до 8 процентов. Итого фифти-фифти: сервисная часть казахстанской экономики сравнялась с производственной, там и там по половине от ВВП. Для справки, доля промышленного производства в Казахской ССР составляла 90 процентов от всего валового продукта.

Однако на месте читателя я бы не стал слишком ругать правительство - оно делает что может. Просто для продвижения против сносящего в деградацию внутреннего производства внешнеэкономического воздействия нужны механизмы посильнее, чем субсидирование ставок коммерческих банков. Посмотрим в этом смысле на российские национальные проекты, ориентация на которые - дело правильное.

Пункт первый: да, это фактически Госплан, если взять всю совокупность нацпроектов. Только если в СССР планировалось все, вплоть до иголок, то здесь структурные и инфраструктурные преобразования, формирующие рынок, а не плывущие по его течению.

Пункт второй: не коммерческие, а государственные инвестиционные ресурсы. Это пока самое тонкое, но и самое важное место. Наши валюты, что тенге, что рубль, не инвестиционные, а… обменные. Поэтому появление национального инвестиционного потенциала возможно только при наличии положительного внешнего платежного баланса, с чем у России существенно лучше. И все равно ресурсов не хватает даже для себя, вне нацпроектов в РФ тоже депрессия и запустение.

Пока же подчеркнем, что способность соседнего государства извлекать из внешнеэкономических отношений долларовый ресурс для себя, концентрировать, конвертировать и инвестировать внутрь тоже существенно выше. Не в последнюю очередь благодаря госкорпорациям.

А из пункта второго вытекает пункт третий: у каждого национального проекта есть оператор. И вовсе необязательно от правительства. Собственные нацпроекты ведут гос­корпорации, Росатом, например, отвечающий за освоение Арктики.

Встречный вопрос: собравший под собой все оставшиеся в госсобственности производственные компании ФНБ “Самрук-Казына” за что отвечает и поставлена ли перед ним соразмерная такой концент­рации задача? Каков вклад Фонда национального благосостояния в обеспечение реального благосостояния нации? Наконец, какова заслуга этого супергосхолдинга в индустриализации, которая фактически идет в обратную сторону?

Сами видите, как много всего надо переделать, чтобы запустить обозначенные президентом преоб­разования. Начиная с ключевого значения законопроекта “О промышленной политике”. А потому давайте его и разберем в следующий раз.

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть