6200

Приказ или заказ?

Утвержденные приказом генерального прокурора правила приема заявлений об уголовных правонарушениях оказались пустым звуком для мангистауских полицейских.

Приказ или заказ?

История эта связана с тянущимся уже более двух лет гражданским спором между ТОО “Батыс­НефтеТрэйд” и ТОО Terminalex, за которым следит наша газета. Напомним, в 2017 году компании заключили договор, согласно которому “БатысНефтеТрэйд” должен был поставлять определенный объем нефтепродуктов, а Terminalex - переваливать, хранить их и транспортировать в пункты назначения. А в июне 2018 года Служба экономических расследований начала досудебное расследование по статье 197 (транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения) УК РК, в рамках которого были опечатаны резервуары Terminalex, где хранился груз ТОО “БатысНефтеТрэйд”.

В декабре того же года уголовное дело было прекращено за недоказанностью, после чего “Батыс­НефтеТрэйд” попытался забрать свое имущество. Но Terminalex отказался его возвращать, положив тем самым начало многолетней судебной тяжбе.

10 декабря 2019 года специализированный межрайонный экономический суд Мангистауской области постановил взыскать с “БатысНефтеТрэйд” задолженность за хранение груза на сумму 900 миллионов тенге. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменений.

В марте 2020 года частный судебный исполнитель Серик АХАНОВ возбудил по этому делу исполнительное производство, в рамках которого назначил оценку имущества “БатысНефтеТрэйд”. Речь о тех самых нефтепродуктах в количестве 13 754,809 тонны: нефть сырая - 6937,314 тонны, мазут марки М-100 - 6 692,514 тонны, масло моторное отработанное - 66,208 тонны, смесь нефтяных отходов - 58,773 тонны. Все это добро оценщик Ахат БЕКТУРСЫНОВ оценил в 621 770 088 тенге. Между тем, согласно имеющемуся у “БатысНефтеТрэйд” отчету об оценке этого же имущества, его рыночная стоимость составляет 1 325 735 826 тенге.

Однако Серик Аханов взял за основу первую, явно заниженную оценку, которую “БатысНефтеТрэйд” не удалось оспорить: суд вначале отказал компании в удовлетворении исковых требований об отмене отчета, отправив ее в палату оценщиков, а затем оставил без рассмотрения жалобу на бездействие судисполнителя в связи с пропуском срока на подачу жалобы.

На основании этой оценки в мае 2020 года Аханов на пару с представителем Terminalex Дмитрием БРАТУСЕМ обратился в суд с иском об изменении способа и порядка исполнения решения от 10 декабря 2019 года. В итоге

19 мая СМЭС Мангистауской области вынес определение об обращении взыскания на имущество “БатысНефтеТрэйд” в счет частичного погашения долга. При этом способ обращения в документе не был указан, и ответчик был уверен, что судисполнитель реализует имущество с торгов, а вырученные средства распределит между взыскателями.

Однако 10 ноября СМЭС Мангистауской области вынес определение об исправлении описки, якобы допущенной в определении от 19 мая, указав, что взыскание долга должно осуществляться путем передачи Terminalex всех арестованных нефтепродуктов (см. “Оговорка по Фрейду”, “Опасный прецедент”, “Время” от 1.12 и 7.12.2020 г.).

Между тем еще 20 мая Серик Аханов вынес постановление об обращении взыскания на имущество “БатысНефтеТрэйд”, которое ответчик обжаловал в судебном порядке. 29 июня Актауский городской суд №2 признал это постановление незаконным и отменил его. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам Мангистауского облсуда от 27 октября оно было оставлено без изменений и вступило в законную силу.

- Отдельного внимания заслуживает то, что Мангистауский областной суд в своем постановлении учел тот факт, что 3 июля 2020 года экспертным заключением палаты оценщиков “Саморегулируемая организация Казахстанской ассоциации оценщиков” было выдано отрицательное заключение на отчет об оценке имущества “БатысНефтеТрэйд”, - сообщил нам представитель “БатысНефтеТрэйд” Абдыманап ИСАБАЕВ. - А это фактически означает, что обращение взыскания на имущество должника было произведено по недостоверной оценочной стоимости, что противоречит требованиям закона.

А вот вышеупомянутый отчет об оценке имущества на сумму 1,3 миллиарда тенге никто не оспаривал, и он является законным. То есть фактически нефтепродукты с лихвой покрывают сумму долга. При этом у “БатысНефтеТрэйд” - и судисполнителю прекрасно об этом известно - нет другого имущества, кроме этих нефтепродуктов.

Тем не менее 14 сентября Серик Аханов внес прокурору Актау Берику КУЛМАГАМБЕТУ представление, указав, что компания уклоняется от исполнения решения СМЭС Мангистауской области от 10 декабря 2019 года, не выплачивая остаток долга в размере 305 229 912 тенге. И на основании этого представления 23 ноября департамент полиции Мангистауской области начал досудебное расследование в отношении директора “БатысНефтеТрэйд” Берика БОРАНБАЕВА по факту неисполнения решения суда (статья 430 Уголовного кодекса РК).

Между тем, по мнению Абдыманапа Исабаева, это является нарушением утвержденных приказом генерального прокурора правил приема и регистрации заявления, сообщения или рапорта об уголовных правонарушениях, а также ведения Единого реестра досудебных расследований. Согласно подпункту 3 пункта 12 этих правил регистрации в ЕРДР не подлежат заявления и сообщения, по которым имеется гражданско-правовой спор, рассматриваемый в соответствии с действующим законодательством.

В данном случае гражданско-правовой спор несомненно имеет место, так что представление Аханова вообще не должны были регистрировать в ЕРДР. Почему же все-таки было начато досудебное расследование? Прокуратура и полиция не знакомы с приказом генпрокурора? Или это просто способ давления на директора ТОО “БатысНефтеТрэйд”, который никак не оставит попыток добиться справедливости? Вопросы, на которые, к сожалению, ответов нет.

Алексей НИКИТЕНКО, фото с сайта tumba.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть