Проконтролируй меня. Если сможешь...
Реальный общественный контроль за собой может обеспечить только само государство - через вбитые в законодательство процедуры, которые невозможно обойти. И общественные институты, без участия которых государство не вправе принимать свои решения.
Потихоньку вся жизнь перестраивается на удаленку, по-своему даже удобно. Вот получил на почту приглашение поучаствовать в обсуждении законопроекта “Об общественном контроле”, инициированном Агентством по противодействию коррупции (а кем же еще?). Давайте поучаствуем вместе. Сказано, что законопроект разработан для обеспечения полноценного права граждан на участие в управлении делами государства, ведь и граждане наверняка не против. А как на деле?
А ну-ка, почитаем...
В целом будущий закон не велик, всего 13 статей, но он, как бы это сказать, всеохватный. Граждане могут контролировать все без исключения институты, вертикали и горизонтали власти и в любых их действиях. Причем такой всеохватный контроль казахстанцы могут осуществлять в любой форме: индивидуально или объединяясь в группы или специальные организации.
Хороший законопроект, там все слова правильные. А вот как он будет работать?.. Да никак он не будет работать. Почему? Это вопрос даже не к разработчикам, а ко всей системе взаимодействия третьего сектора. Того самого гражданского общества, под контролем которого должен бы находиться, как написано во всех учебниках и красивых законах, сектор первый - государственная власть.
Так вот, чего не хватает во взаимодействии первого и третьего секторов у нас в Казахстане, лучше всего продемонстрировать от обратного - на примере взаимодействия первого и второго секторов, то есть власти и бизнеса.
Возьмем ту же национальную палату предпринимателей “Атамекен”. Это власть или бизнес? Ответ: здесь такая сцепка, что это и то и другое. Что может кому-то сильно не нравиться и работает, конечно, неидеально, но определенная польза есть и для государства, и для предпринимателей как система обеспечения прямой и обратной связи.
А связь, как в той же мобильной телефонии, требует наличия четко организованных приемо-передающих сторон, каждая связана друг с другом такими устройствами, протоколами и процедурами, которые ни одна сторона не может ни отменить, ни осуществить самостоятельно в отсутствие партнера.
А как прикажете взаимодействовать более чем организованной стороне - государству - с тем самым гражданским обществом, которого как организованной и равноправной стороны попросту нет? И у самих граждан при самом горячем желании и при наличии самых замечательных деклараций об их правах возможности выйти на равноправное партнерство нет.
Нет, есть, конечно, законы, по которым граждане вправе мирно и без оружия собираться, объединяться, регистрироваться, в чем-то там участвовать, просить, требовать, предлагать и все такое. Примерно как об стенку горох. Либо в виде игры самой стенки с горохом, когда стенке требуется изобразить видимость.
Слово и дело
Трудно ли привести примеры? Труднее найти обратные примеры реального взаимодействия государства и гражданского общества, а вот показухи и имитации - куда ни глянь. Возьмем ту же тарифную политику со знаменитыми публичными слушаниями - чистая и совершенно сознательная профанация. Процедура, никак не институализированная со стороны даже не гражданского общества, а вполне конкретно со стороны потребителей. И притом без всяких правовых последствий от ее проведения или непроведения, что бы там ни говорилось и кто бы ни участвовал в таких постановочных публичных слушаниях, на уже решенный между монополистом и устанавливающим тариф государственным ведомством вопрос это никак не повлияет.
Третьей полезной стороной в тарифном процессе могла бы стать та же национальная палата, однако руководство “Атамекена” технично уклонилось. Государство же в лице правительства, готовившего законопроект о естественных монополиях, и депутатов, его утвердивших, вроде как не заметило чисто показушной роли граждан-потребителей и их организаций. Впрочем, почему не заметило? Скорее, как раз сознательно и поучаствовали в создании декоративной нормативной базы.
Для сведения Агентства по противодействию коррупции: рынок электроэнергии и коммунальных услуг в Казахстане имеет обороты порядка двух триллионов тенге в год, а сколько расхищается - государственная тайна. В том смысле что ни со стороны государства, ни со стороны общества нет ни институтов, ни процедур, направленных на получение реального знания о положении дел на предприятиях энергетики и в ЖКХ.
В том-то и дело, что общественный контроль, а он действительно остро необходим, может быть не показушным, если его узаконить не общими фразами, а институционально и процедурно по всем ключевым точкам пересечения интересов первого, второго и третьего секторов.
В том же тарифном процессе: публичные слушания должны быть состязательными, с обязательным участием независимой экспертизы, имеющей соответствующий госзаказ и отслеживающей деятельность естественных монополистов в постоянном режиме. Да, такая экспертиза тоже может быть коррумпированной или непрофессиональной, но если есть система - ее можно улучшать. А на нет и суда нет.
Поле непаханое
Общественный контроль за состоянием… школьного образования, например, или здравоохранения. Если не брать общественные советы при ведомствах, состав которых подбирают сами министерства, нужен целевой социальный заказ республиканского, городского и районного уровней, в котором расписано, что надо отслеживать, как оформлять и кому представлять результаты.
К примеру, почему бы не выпускать национальные и региональные доклады о состоянии дел в школах и больницах? Знающие дело эксперты и общественные активисты, выигравшие соответствующий заказ, на многое смогли бы открыть глаза самим же госруководителям и предложить много чего полезного.
Или, допустим, наболевшие вопросы о составе потребительской корзины, величине прожиточного минимума, соответствующих зарплат и пенсий. Если процесс дополнить обязательным участием профсоюзов и общественной экспертизы, то все станет честнее и справедливее.
Вы скажете, общественная деятельность по определению должна быть инициативной и бесплатной. В общем, да, если речь идет об объединениях, например, любителей собак и кошек или садоводов. Но если это взаимодействие с государством или бизнесом, то законодательство, если оно не показушное и не лукавое, обязано прописать конкретные институты и обязательные для сторон процедуры, включая финансирование.
Жалко государственные деньги? Так ведь и сейчас государство (министерства и акиматы) тратит гораздо более значительные суммы на финансирование разного рода общественных организаций при них. Вполне-таки открыто: тендеры проводятся регулярно. Поинтересуйтесь, каких только лотов на самые разнообразные темы и стоимости там нет!
А я вам скажу точно, каких нет: нет как раз того самого общественного контроля. Не постановочного, а реального, через который граждане только и могли бы обрести полноценное право участия в управлении государством. А такой контроль за собой может обеспечить только само государство через вбитые в законодательство процедуры, которые невозможно обойти, и общественные институты, без участия которых государство не вправе принимать свои решения.
И тут, знаете ли, только составленным из общих замечательных слов законодательством не обойтись, нужна конкретика. Впрочем, законопроект “обо всем хорошем” как раз и поможет обойти общественный контроль, растворив его в декларациях.
Пётр СВОИК, обозреватель