2835

Голосуем душой, а выбираем с умом

В Казахстане теоретически после выборов может появиться и пятипартийный парламент, в котором бизнес и народ будут представлять не по одной, а по две партии, но на практике логична лишь трехпартийная конфигурация, которой любые добавки или отклонения от нее будут только вредить.

Голосуем душой,  а выбираем с умом
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА.

Коли выборы в мажилис и маслихаты объявлены, почему бы нам с вами заранее не определиться, за какую партию стоило бы отдать наш единственный и неповторимый голос. В самый раз нам с вами, пока партии не разобрались еще со съездами, программами и списками, расставить всех по своим местам.

Кто-то может сказать: куда торопиться, съезды начинаются еще только с этой недели, потом регистрация списков. А пока мы не видели ни программ, ни звонких фамилий, о чем рассуждать? Вон, неглавные партии тоже зачем-то торопятся проводить съезды раньше, чем фаворит Nur Otan, хотя могли бы сначала изучить программу руководящей и направляющей силы: не пропущено ли там чего, чтобы вставить в свою.

Нет, скажем мы в ответ, ничего непредвиденного в программах мы не увидим. В казахстанской политической культуре нет традиции дискутировать с соперниками. Каждый провозглашает свое, будто он единственный на выборах. И все необходимое для наших рассуждений мы уже знаем. А лучше даже сказать так: все необходимое для правильного проведения наших выборов вокруг нас уже произошло, достаточно это увидеть и сделать выводы.

Нам с вами ведь не нужны выборы, результат которых заклинивает власть и толкает страну к гражданскому противостоянию, как в США. Правда? И не нужны такие, после которых закипают демонстрации или вообще происходят государственные перевороты, как мы знаем где. Нужны такие, после которых если что и изменится, то в лучшую сторону. Правда? Тем более в нынешние времена, когда пообещать избирателям просто не допустить ухудшения, а потом еще и выполнить такое обещание - уже серьезная программа для ответственной политической силы.

Коль скоро нам нужны выборы, итог которых не ухудшит, а желательно улучшит социально-экономическую и политическую ситуацию в Казахстане, давайте исходить из того, какую роль в управлении нашей политикой и экономикой играет мажилис.

Не сказать, что у нас реализованы самые современные принципы разделения властей и налицо все сдержки-противовесы, но определенный баланс имеется. Мажилис, например, может сильно осложнить формирование и работу правительства, зато ни один законопроект не может быть принят без правительственного согласия. Президент же может распустить мажилис, но тогда он должен назначить новые выборы, и противостояние может воспроизвестись уже в новом составе.

Одним словом, наша система власти такова, что у главы государства с мажилисом (читай - с доминирующей в нем партией) должно быть полное единство. Да, можно раскритиковать такую схему и предложить иную, но на выборах (и это заранее ясно) ни одна из партий свою программу на такой теме строить не будет. Вот и мы не будем время терять.

Точно так же заранее понятно, что идущее сейчас мировое переформатирование вы­двигает на грядущую повестку дня реформу всей нынешней модели устройства, но выборы пройдут вне такой повестки. Не только генералы всегда готовятся к прошедшей войне, но и политические партии тоже.

Давайте лучше возьмем из арсенала поборников демократии по западному образцу тезис о третьем секторе, то есть о гражданском обществе, по-простому - о народе. Каким образом интересы избирателей могут и будут ли учтены на предстоящих выборах?

Расхожее “не важно, как голосуют…” поминать не будем. Правильно организованные выборы должны сочетать заботу власти о собственной устойчивости с предпочтениями электората. А мы ведь с вами обсуждаем правильные выборы. Правда?

Так вот для сбалансированного представления интересов третьего сектора нужен такой же баланс для первого и второго секторов, а это власть и бизнес. При всей условности такой градации она самый надежный ориентир. Тре­угольник - самая устойчивая фигура. Табуретке, например, достаточно трех ножек, особенно если они расставлены ровно под углом 120 градусов и одинаковой длины.

И, заметьте, все три сектора, пусть и в непропорциональном виде, имеются и в нынешнем мажилисе. Власть - это партия Nur Otan. Бизнес - партия “Ак жол”, председатель которой Азат ПЕРУАШЕВ, если кто уже подзабыл, переместился в нее с позиции председателя правления НПП “Атамекен”. Ну а народ, сами понимаете, - это народные коммунисты из КНПК, других народных представителей у нас для вас нет.

Да, партия Nur Otan численно доминирует, эмоции по этому поводу лучше побережем, просто зафиксируем. И немножко поясним. Во-первых, как бы ни изощрялись конспирологи, никаких оснований для организации альтернативы в первом секторе, хоть какого-то двоевластия, нет. Транзит идет гладко и так же закончится. Во-вторых, наша особенность в том, что системообразующий бизнес у нас иностранный. А потому играет на стороне правительства, точнее, правительство играет на его стороне. Но эффект один: представительство власти и крупного бизнеса в мажилисе примерно соответствует сдвоенному весу первого сектора и самой увесистой части второго.

И вообще, внутривидовая конкуренция в природе и политике гораздо безжалостнее, чем межвидовая, поэтому разуйте глаза, конспирологи: у партии Nur Otan элементарно не будет соперника. А вот в бизнес-секторе сражение пойдет на выживание - ветерану “Ак жолу” будет противостоять бывшая партия “Бiрлiк” (единство), недавно переименованная в “Адал” (справедливость), куда переместился недавний первый зампред из той же НПП “Атамекен”. И для понимающих людей это серьезный сигнал.

Есть еще партия “Ауыл”, тоже усиливаемая командированными из Мясного союза. Впрочем, времена, когда этот союз руководил всем Минсельхозом, позади. К тому же, как та героиня анекдота, которая не могла разорваться между умными и красивыми, партия тоже рискует застрять между ориентацией на сельчан и агроолигархов.

Коммунисты выглядят чуть ли не монополистами в третьем секторе, но есть еще протестное голосование - его потенциал тоже будет искать свой выход. И тут может сыграть остаточный бренд оппозиционности у ОСДП, у которой, собственно говоря, ничего больше и не осталось. Правда, история с оппозиционным кандидатом на президентских выборах должна бы чему-то научить протестно голосующих, но история учит тому, что ничему не учит…

В целом всем будет непросто, ведь при всем нашем уважении к неглавным партиям выделить им мы сможем не больше 30 процентов, из которых сколько-то унесут не преодолевшие 7-процентного барьера неудачники. Теоретически арифметика допускает и пятипартийный парламент, в котором бизнес и народ будут представлять по две партии, но на практике логична лишь трехпартийная конфигурация, любые добавки или отклонения от нее будут только вредить.

А в борьбе лишь за одно место в каждом секторе тесно будет всем, ведь даже “Адал” с “Ак жолом”, пытаясь вытолкать друг друга с бизнес-площадки, да еще теснимые “Ауылом”, ненароком могут заступить за черту сектора “власть” - выборы дело азартное. Тем более мы увидим много забегающих и на народное поле.

А в целом я вас поздравляю, господа-товарищи избиратели. Наконец партийное строительство начинает подпитываться серьезными кадровыми и другими ресурсами, насыщаться реальной конкуренцией и столкновением интересов. А собственно выборы при традиционно заранее расписанном сценарии и привычной организации приобретают элемент не вполне предсказуемой политической интриги. Хорошо бы еще не на раздрай и разочарование, а на общую пользу!

Пётр СВОИК, обозреватель


А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ


Не считайте меня коммунистом!



Пока наш обозреватель Пётр Своик обдумывал возможные партийные расклады после парламентских выборов, Коммунистическая народная партия Казахстана на внеочередном съезде заявила о своем ребрендинге. В среду стало известно, что КНПК больше не желает быть “коммунистической”.


Теперь это просто Народная партия Казахстана. Это что касается формы, а что касается содержания, то партийные вож­ди больше не обещают светлого коммунистического будущего, а собираются отстаивать социалистические идеалы.

“Лидер партии Айкын КОНУРОВ в своем выступлении заявил, что партия сохраняет социализм как идеологию, а также построение социального государства как стержень развития Казахстана. Народная партия Казахстана намерена инициировать законодательные нормы, гарантирующие минимальный стандарт жизни для населения, а также возвращение к солидарной пенсионной системе, гарантированной государством”, - говорится в официальном сообщении новой-старой партии.

Бывшие коммунисты сообщают, что обновленная партия по-прежнему собирается в своей деятельности делать упор на социальных проблемах казах­станцев.

Конуров отметил в своем выступлении:

“Перспективы для нашей партии понятны - в развитии социализма, с учетом цифровой революции это еще и продвижение идей техносоциализма, требующего повышения транспарент­ности государственных органов, доступности информации и демократизации процессов взаимоотношений между государством и обществом. Мы намерены значительно повысить роль наших региональных филиалов, поэтому подготовка наших собственных кадров имеет столь большое значение. Именно так, усиливая потенциал наших людей, поступательно подготавливая почву для перехода в новый формат работы, мы шли к этому дню”. Народная партия Казахстана, как говорится в пресс-релизе, “намерена создать народные советы, задачей которых будет объективный контроль за качеством исполнения местной властью принятых решений”.

Ергали НУРГАЛИЕВ, Нур-Султан

КСТАТИ 

В бой идут не одни старики

В филиале партии Nur Otan в Алматы рассмотрели партийные списки кандидатов для участия в выборах в маслихат и мажилис.


Из числа участников праймериз с наивысшим рейтингом и с учетом квоты филиала за место в городском маслихате поборются 78 кандидатов. Список сформировали по принципу “два человека на одно место”, в него вошли известные общественные деятели, представители гражданского сектора и СМИ.
Представительство женщин в списках увеличилось в два раза - с 16 до 35 процентов, а молодежи до 35 лет в шесть раз - с 2,7 до 20 процентов. Средний возраст кандидатов омолодился на 8 лет - с 52 до 44 лет. Из 29 действующих депутатов в новый партийный список вошли только 16 человек.
В Алматы из 13 претендентов партийцы посредством информационной системы “Праймериз” выбрали семь кандидатов в соответствии с городской квотой. Эти кандидатуры будут рассмотрены на съезде партии, который состоится 25 ноября.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть