3858

И в пандемию можно расти

Аким Карагандинской области Женис КАСЫМБЕК поговорил с нашим корреспондентом о минусах и плюсах работы в кризисный период

И в пандемию можно расти

Год для всех регионов оказался сложным и непредсказуемым. Однако, несмотря на возникшие чрезвычайные условия, Карагандинская область стабильно развивается по социально-экономическим показателям. О том, как удалось этого добиться и продолжать поступательно решать насущные проблемы, Женис Махмудович рассказал в интервью нашей газете.

- Какие факторы способствовали тому, что в кризисный период Карагандинская область не спасовала перед трудностями и оказалась в плюсе?

- Существуют показатели, по которым оценивается развитие региона. Сюда входят объемы промышленного производства, инвестиций, торговли, строительства, транспортных услуг и показатели ряда других сфер. И почти по всем позициям у нас положительная динамика по сравнению с прошлым годом. В первую очередь отмечу промышленное производство. 50 процентов валового регионального продукта у нас дает промышленность. Здесь идет очень стабильный рост - около 103 процентов к 2019-му, и мы планируем его удержать до конца года. Притом особо нас радуют темпы роста обрабатывающей промышленности - рост на 4,5 процентных пункта. А это изготовление конечной продукции высокого передела с большим экспортным потенциалом.

- А как обстоят дела в сельском хозяйстве?

- В этом году аграрии области более миллиона гектаров земли засеяли различными культурами, но в основном пшеницей. Нам писали и говорили сомневающиеся люди, что такой объем в Карагандинской области вряд ли могли засеять.

Однако наши сельхозпроизводители это сделали и получили почти под миллион тонн урожая! Причем речь идет о зерне хорошего качества, дорогих сортах. Сейчас цена на него достаточно неплохая, и наши зерновики активно работают и на экспорт, и на внутренний рынок. И я очень благодарен нашим сельхозпроизводителям за то, что они держат разумную стоимость для внутреннего потребителя. Сейчас порядка 40 тысяч тонн зерна у них закупаем по льготной цене, 75 тысяч тенге за тонну. Это позволит производить дешевую муку для социального хлеба.

- Объемы инвестиций тоже радуют?

- Мы сохранили приток инвестиций в регион. В прошлом году газопровод “Сарыарка” привлек более 200 млрд тенге бюджетных инвестиций. Если его не считать, то в этом году у нас объем инвестиций составит порядка 700 млрд тенге. Из них 83 процента - частные. Это говорит о том, что инвестклимат в Карагандинской области привлекательный и стабильный. Несмотря на пандемию, крупные инвесторы приходят к нам. В текущем году 12 новых проектов будет запущено. А в целом сейчас более 40 проектов реализуется на сумму, превышающую 2 трлн тенге. Примечательно, что мы говорим про различные отрасли. Здесь машиностроение, производство горно-шахтного оборудования, ферросплавы, ряд проектов сельского хозяйства, например, молочно-товарная ферма, переработка мяса и т. д.

- Тем не менее кризис наверняка подкосил сектор малого и среднего бизнеса?

- Конечно, надо признать, пандемия отразилась на развитии МСБ. С таким испытанием предприниматели еще не сталкивались. Большие затруднения возникли в сферах транспортных услуг и различной торговли, у владельцев ресторанов, кафе, точек общепита и кинотеатров. Но есть и поддержка со стороны государства: отсрочки платежей по налогам, пеням и штрафам до конца года. Отсрочки по кредитам банков и коммунальным платежам. Госучреждения и организации не берут плату за аренду с бизнеса. На встречу пошли и частные арендодатели, снизив аренду или также отказавшись от оплаты в зависимости от ситуации.

Мы же стараемся сделать так, чтобы в условиях карантинных ограничений эти фирмы продолжали работать с соблюдением санитарных норм. В то же время хочу сказать, что карагандинский МСБ оказался крепким. В этот сложный период многие предприятия нашли альтернативные решения. Например, перешли на удаленную работу, очень востребованным стал сервис доставки. Электронная торговля выросла в пять раз. Это очень хорошо, потому что таким образом бизнес выводится из тени, начинают поступать дополнительные налоги, и зарплаты людей становятся прозрачными.

Также в этот период регионам помогли государственные программы, такие, как “Дорожная карта занятости”, “Ауыл - Ел бесігі”, “Еңбек” и другие.

- К слову, о ДКЗ. Насколько она оказалась эффективной и стоит ли продолжать использовать схожие меры в дальнейшем, чтобы обеспечить людей рабочими местами?

- Реальной поддержкой людей в такой сложный период стала “Дорожная карта занятости”. Она позволила в короткие сроки обеспечить работой всех, кто остался без дохода, без работы, а также переобучить на более востребованные специальности. Из-за того, что люди не могли в какие-то периоды перемещаться между населенными пунктами и регионами, есть нарекания по срокам завершения объектов вроде благоустройства дворовых площадок. В ноябре все объекты будут сданы в эксплуатацию.

Понимая эффективность программы и реальную поддержку от ДКЗ, наш президент поручил правительству и Нацбанку продлить действие программы на 2021 год.

- В период пандемии сильно потрепало социальные сферы. Система образования оказалась не совсем готова к переходу на дистанционное обучение. Многие школьники из уязвимых слоев населения не имели гаджетов. К тому же во многих уголках региона по сей день плохая интернет-связь. Удалось ли решить эти проблемы? Если нет, то когда?

- На сегодняшний день в области интернетом обеспечены 90% населения. В отдаленных от центра малочисленных селах, где хорошей интернет-связи нет, функционируют малокомплектные школы, и обу­чение детей происходит в традиционной форме. Но это не значит, что их нужно оставить без интернета. До конца 2021 года провайдеры должны будут везде обеспечить хорошую связь.

Что касается многодетных и социально уязвимых семей, то за счет ресурсов управления образования им раздали 24 тысячи компьютеров и ноутбуков, обеспечили модемами. К тому же за счет республиканского бюджета мы получили 28 тысяч новых компьютеров. Благодаря этому сейчас абсолютно все нуждающиеся семьи обеспечены необходимой техникой.

- Систему здравоохранения тоже штормило. Что предпринимается на уровне региона сейчас, чтобы больше не допустить печальных событий, случившихся минувшим летом?

- Многие страны мира оказались неготовыми к этой болезни. Мы значительно сократили бюджетные расходы по другим направлениям, чтобы направить высвободившиеся средства на усиление инфраструктуры здравоохранения.

В этом году по всей области мы отремонтировали и реконструировали порядка 70 медицинских учреждений, в Жезказгане построили новый модульный стационар, привели в порядок все инфекционные больницы, увеличили количество компьютерных томографов, до конца ноября их станет 21.

В клиниках установили 24 кислородные станции, монтируется оборудование для доставки кислорода в палаты. Большую поддержку в виде аппаратов ИВЛ получили от Министерства здравоохранения, их на сегодня достаточно. Более 40 госпиталей региона зарезервировано под лечение пневмонии. Всего имеем возможность разместить в больницах до пяти тысяч пациентов. Хочу отметить, что на момент интервью (2 ноября. - И. М.) сложных пациентов или находящихся под ИВЛ людей в Карагандинской области нет. Во многом такая ситуация складывается потому, что карагандинцы стали более ответственно и настороженно себя вести. Добавлю, что наши врачи имеют достаточную квалификацию и получили хороший опыт борьбы с пандемией. Кроме того, в Караганде есть замечательный медицинский вуз, который оказывал большую помощь во время первой волны. К работе подключались студенты старших курсов, интерны и преподаватели.

- В Карагандинской области есть большая потребность в новом жилье, особенно для многодетных семей и других социально уязвимых граждан. Заметно, что в регионе активизировалась сфера строительства. Но удастся ли в ближайшее время избавиться от очередей и обеспечить квартирами всех нуждающихся?

- Еще недавно среди жителей нашей области была тенденция вкладывать свои сбережения в столичную недвижимость. А в последние 3-4 года мы начали застраивать новые районы не только областного центра, но и по всему региону. И ситуация меняется.

В прошлом году область построила 427 тысяч квадратных метров. А в этом построим около 600 тысяч квадратных метров.

1800 квартир выдадим из различных фондов многодетным семьям. Поддержку оказывают и крупные предприятия. Например, только на прошлой неделе в Балхаше “Казах­мыс” выделил 65 квартир.

Планируем, что в течение двух-трех лет темпы строительства будут расти на 15-20 процентов.

- Между тем в Караганде с большим скрипом предоставляются земельные участки под индивидуальное жилое строительство. А ведь свое приусадебное хозяйство в кризисное время может стать подспорьем для не слишком обеспеченных людей.

- Да, за последние 7-8 лет земли под ИЖС практически не выдавались. Потому что ранее большое количество участков предоставлялось без инфраструктуры. Пример тому карагандинский микрорайон “Кунгей”. Сегодня акимат города Караганды подводит инженерные сети к земельным участкам под ИЖС.

- Первый президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ хотел бы видеть Караганду городом-миллионником. Уже есть конкретный план, как достигнуть этой цели?

- По сути, Караганда, ее города-спутники и близлежащие поселки - это уже целая агломерация, в которой проживают около 800-900 тысяч человек. Большинство из них ездят на работу в областной центр, тратя на это всего по 20-30 минут. Поэтому миллион - это дело времени. Город растет, нам нужно строить больше жилья и создавать условия для прибывающего населения.

- Однако нельзя забывать и о моногородах и аулах. Во многих уголках региона остро стоит вопрос качественного водоснабжения. Когда в глубинке нет элементарных благ, понятно, почему все бегут в город. Станет ли программа “Ауыл - ел бесігі” и подобные ей спасением для чахнущих сел?

- Эта программа создана для развития перспективных и опорных сел. Вообще, во всем мире принято считать, что не инфраструктура идет к человеку, а человек к инфраструктуре. Но существуют малые села, в которых проживает до 200 человек. Тянуть туда централизованный водопровод не имеет смысла. Однако мы будем поддерживать имеющуюся там локальную автономную инфраструктуру.

В рамках программ “Ауыл - ел бесігі”, “Нурлы жер”, “ДКЗ” решаются многие проблемы, связанные с инженерной инфраструктурой сельских населенных пунктов, включая качественное водоснабжение. За два года спецпроекта “Ауыл - ел бесігі” было реализовано 73 проекта в 16 опорных селах восьми районов, в том числе и по обеспечению качественной питьевой водой.

Например, в поселке Атасу Жанааркинского района благодаря проведенному текущему ремонту котельных и очистных сооружений в жилых домах и социальных объектах подключено централизованное водо- и теплоснабжение, увеличилась мощность котельных.

В этом году завершается реконструкция 25 км водопроводных сетей в селе Есиль Осакаровского района. Порядка 1500 жителей будут обеспечены бесперебойным качественным водоснабжением.

В целом же, если сравнивать общереспубликанские показатели, в Карагандинской области города обеспечены водой на 99 процентов и на 87 процентов - села. Наша задача в следующем году обеспечить города водоснабжением на 100 процентов, а до 2023 года достигнуть этой планки по сельским населенным пунктам.

- В своем сентябрьском послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ уделил внимание экологическому развитию. Карагандинская область - регион индустриальный, здесь есть промышленные гиганты, которые вносят ощутимую лепту в загрязнение окружающей среды. Насколько охотно они начнут соблюдать нормы нового Экологического кодекса?

- Планируется, что к 2025 году крупные предприятия сократят вредные выбросы на 30 процентов. Новый кодекс стимулирует их соблюдать экологические нормы, потому что в противном случае у них увеличится количество штрафов за эмиссии. Руководство этих предприятий заинтересовано в уменьшении выбросов и инвестирует средства в обновление оборудования. С учетом того, что к Караганде подведен газопровод “Сарыарка”, предприятия собираются перевести часть производства с угля на газ.

- Президент также отметил, что настала пора перезагрузить госслужбу и существенно сократить штатную численность госаппарата. Много ли карагандинских чиновников уже потеряли работу?

- Пока акт о сокращении сотрудников не подписан. В нашей области работают 3,5 тысячи госслужащих.

В этом году сокращения коснутся 10 процентов из них. На следующий год - еще 15 процентов. Поручение главы государства будет исполнено.

- Что вы сами хотели бы добавить от себя?

- Я хочу поблагодарить всех жителей Карагандинской области. В этот непростой период мы показали свою сплоченность и ответственность. Нашей надежной опорой стали волонтеры. Медики и полицейские готовы еще раз доказать свою самоотверженность и профессионализм. Берегите себя и своих близких.

Ирина МОСКОВКА, фото предоставлены пресс-службой акима области, Караганда

Поделиться
Класснуть