7095

Кто зарабатывает на Казахстане?

Казахстанцы отправили за рубеж почти в три раза больше денег, чем получили из-за границы. Такие данные за январь-август попали в СМИ. И хорошо бы понять, как так получается. И какие по этому поводу у нас должны быть эмоции: ой-бай, опять наши богатства утекают из страны или ничего страшного?

Кто зарабатывает  на Казахстане?
Фото с сайта tengrinews.kz

Давайте сначала посмотрим на цифры и страны, а потом решим, негодовать или радоваться.

Итак, всего за полгода с небольшим за рубеж из Казахстана отправлено частными переводами 459 млрд тенге. Солидная сумма. Встречно же в страну на имя частных получателей пришло 178 млрд тенге, разница 281 млрд.

Больше всего денег отправлено в Россию - 127,2 млрд тенге, следом идут Кыргызстан (96,7 млрд) и Узбекистан (95,2 млрд). Немало ушло также в Турцию - 74,7 млрд тенге.

По объему встречных потоков лидирует опять Россия: 50,1 млрд тенге получили казахстанцы оттуда. На второе место вышла Южная Корея - 34,3 млрд тенге, а далее лидеры те же: Кыргызстан - 20,9 млрд и Узбекистан - 18,1 млрд тенге. И еще не такая маленькая денежка приходит из США - 13,8 млрд в переводе на местные деньги. Из Турции, кстати, денежных приветов шлют очень мало. Потоки переводов, отмечают статистики, сильно сократились против прошлого года, но это как раз понятно - ковид.

Да и в целом расклад тоже ясен: из стран победнее к нам приезжают их заробичане, заработанное шлют на родину семьям. Наша же трудовая миграция ориентируется на страны побогаче, даже на прежде экзотическую Южную Корею. А на этот не слишком квалифицированный трудовой поток встречно накладывается присутствие в Казахстане как раз высокооплачиваемых иностранцев - владельцев бизнесов, менеджеров, инженеров, а то и просто квалифицированных рабочих. Родители обучающихся за рубежом студентов тоже неиссякаемый источник отсылки денег. А в целом наш рынок труда основан на знаменитом казахском гостеприимстве: бедных соседей и родственников просто приглашаем к столу и тут же накрываем щедрый дастархан приезжим из вполне сытых стран.

Богатых гостей, кстати, появляется все больше. За этот год число иностранных компаний выросло на 12 процентов. К началу осени у нас в стране насчитывалось 21,7 тысячи компаний с иностранным участием, из них 260 крупные, 325 средние и остальные малые. Больше всего иностранных предприятий (8,6 тысячи) в торговле, в строительстве - 2,2 тысячи, в профессиональной и научно-технической деятельности - 1,6 тысячи.

Наибольшее количество не наших компаний в Казахстане российские, их 7,4 тысячи. На втором месте турецкий бизнес - 2,44 тысячи, а на третье место выдвинулся Китай - 1,24 тысячи компаний. Все это ни хорошо ни плохо, это нормально для современного наднационального рынка.

Другой вопрос: как на таком рынке труда чувствуют себя сами казахстанцы и как импорт дешевой рабочей силы, с одной стороны, и высокооплачиваемый иностранный менеджмент - с другой, сказываются на формировании национальной добавленной стоимости и улучшении положения собственно Казахстана на том самом международном рынке?

Вспомним азы: свободный рынок - это беспрепятственное движение товаров, капиталов и рабочей силы. С рабсилой мы более-менее разобрались. А где взять данные для понимания общей картины? Очень просто - из регулярно публикуемого Национальным банком платежного баланса. И вот вам (пока отчета за третий квартал еще нет) самая свежая выжимка (см. таблицу).

Чрезвычайно познавательная картина получается. Да, вывоз из нашей страны зарабатываемых иностранцами денег тоже играет роль, и довольно существенную. В прошлом году, например, отослано 1,6 миллиарда долларов. Но это мелочи по сравнению с потоками товаров и капиталов. Все держится на положительной вилке между экспортом сырья и импортом готовых товаров. А вот более технологичный экспорт-импорт услуг уже вымывает валюты намного больше, чем отсылают на родину гастарбайтеры и экспаты.

Но и то и другое не идет ни в какое сравнение с минусами по строчкам, именуемыми в официальном платежном балансе первичными и вторичными доходами, а у нас объединенным словом “денежные”. Это кто же выгребает столько валюты?!

А это доходы кредиторов и инвесторов, наших и иностранных. Но Казахстан с точки зрения экспортной валютной выручки очень даже небедная страна. Отчего же баланс инвестиций и кредитов сокрушительно не в нашу пользу?

Поинтересуемся опять у Национального банка. Международная инвестиционная позиция на 1 июля 2020 года: инвестировано из Казахстана 160,4 млрд долларов, в том числе прямые инвестиции 29 млрд. Вложено в Казахстан 225,1 млрд долларов, в том числе прямые инвестиции 164,7 млрд. Результирующая позиция минус 64,8 млрд долларов, в том числе по прямым инвестициям минус 135,7 млрд.

Еще бы не быть минусам! Мы вкладываем за рубеж меньше, и в основном в бумажные инструменты. Иностранцы инвестируют в основном в экспортно-сырьевые производственные мощности. Вот от этих минусов и отсчитывается вывоз валюты из Казахстана в виде обслуживания внешнего долга и доходов иностранных инвесторов.

Хотите знать, сколько это конкретно? Национальный банк ни из чего не делает секрета: доходы к выплате прямым иностранным инвесторам за прошлый год 19,7 млрд долларов, а за первый квартал этого года 3,6 млрд долларов. Если же для интереса просуммировать строчки с 2005-го по тот же первый квартал 2020 года, таких доходов к выплате набежало на 237,1 миллиарда долларов. То есть только доходов иностранцами вывезено в полтора раза больше, чем само государство Казахстан и национальный бизнес инвестировали за границу вообще за все годы суверенитета. Согласитесь, выгодное (для иностранцев) занятие…

И уж точно этим занимаются не ищущие у нас заработков посланцы братских Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Да и на владельцев иностранных предприятий из России, Турции и Китая тоже не стоит грешить: не они придумали такую категорически разорительную национальную кредитно-инвестиционную политику. Они всего лишь этой политикой пользуются.

А на вопрос: кто же тогда это все придумал? - мы с вами отвечать не будем, риторические вопросы задаются не для получения ответов. Давайте лучше обратим внимание вот на какой аспект приведенной нами таблицы: еще в прошлом (благополучном по нефтяным ценам и коронавирусу) году сальдо платежного баланса ушло в крупный минус, в этом же полугодии имеем все же плюс. То есть давление на девальвацию тенге поменьше и можно перевести дух?

А вы вглядитесь в цифры: плюсовое сальдо образовалось за счет резкого, даже очень резкого спада деловой активности и по заработкам иностранцев, и по вывозу доходов инвесторами и кредиторами. А это совсем не обнадеживающий признак. На днях появится платежный баланс уже за три квартала, посмотрим на тенденции. Но вопрос, кто же это так зарабатывает на Казахстане, все же ждет своего ответа.

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть