5044

Алматинская ТЭЦ-2: Газа, но не до отказа!

Авторы ТЭО модернизации энергостанции самый экологичный и эффективный вариант вообще не рассматривают

Алматинская ТЭЦ-2: Газа, но не до отказа!

Давно ожидаемый общественностью перевод Алматинской ТЭЦ-2 на газ, похоже, находит свое стремительное разрешение. Уже готово ТЭО с четырьмя вариантами, из которых заказчик явно определился с наилучшим для себя. На октябрь намечены слушания по ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), а на декабрь госэкспертиза. После чего сам процесс перевода затянется еще на годы, но уже по проложенным рельсам.

Интригой же момента является противостояние вариантов: если “Сам­рук-Энерго” собирается просто перевести котлы на газ, причем с полной их переделкой, то группа “Чистый воздух Алматы” запустила петицию с требованием построить новую ТЭЦ вместо старой. Вообще, общественная активность, на которую не могут не реагировать принимающие решение власти, очень и очень важна. Остановленная приватизационная застройка Кок-Жайлау яркий тому пример. А что касается профессионализма, то любой образованный человек имеет общее представление обо всем, включая энергетику и экологию. Вот мы, например, и сами все знаем о коронавирусе, хотя… если вдруг что, лечиться предпочтем не у журналиста, урбаниста или блогера, а у опытного врача.

Так и здесь: лучшее, все знают, - враг хорошего. Но если против сомнительного выступает негодное, ничего хорошего не жди. Короче, пояснить кое-что о сути проблемы газификации ТЭЦ-2 и споров вокруг вариантов сейчас в самый раз.

Начнем с того, что перевод ТЭЦ-2 на газ обусловлен не энергетически, а экологически. Но смог над южной столицей - это комплексная беда, в которой ТЭЦ-2 соревнуется с городским транспортом и еще, между прочим, с ТЭЦ-3 (бывшая А-А ГРЭС). А более всего - с негазифицированной частной застройкой в городе и пригородах в радиусе Талгара - Каскелена - Капшагая. Когда ТЭЦ-2 станет дымить газом, смог над городом, вот увидите, никуда не денется. И за какой следующий кусочек проблемы ухватятся тогда городские активисты и оглядывающиеся на них власти?

Алматы, между прочим, с 2004 года живет без генерального плана, и еще неизвестно, дождемся ли мы акима, который начнет с этого. А ведь только в таком документе, охватывающем все пригороды и выведенном на уровень национальной программы, можно получить комплексное решение. Составляющие заранее понятны: это целевой перевод легкового автотранспорта на электротягу с дешевой ночной зарядкой, а более тяжелого грузового - на газ. Это сплошной запрет на уголь и полная газификация всей частной застройки, и это, конечно, газификация энергетики - именно как замыкающая.

Почему замыкающая? А давайте спросим: на чьем газе еще с советских времен живет Алматы, равно как и Бишкек, Тараз и Шымкент? На узбекском. Да, в последние годы к этой нитке проброшена связь из Западного Казахстана, это очень важный и нужный трубопровод, но газ в нем туркменский. И на том же туркменском газе благодаря Китаю, тянущему его к себе через наш юг, удалось построить трубопровод “Сарыарка” до Караганды и Нур-Султана. Тоже очень нужно и важно, но газ… тоже не наш. Пользоваться им можно и нужно, однако оставить уголь на подстраховку совсем нелишне.

Тем более что сам акимат не знает, сколько газа потребуется для реально чистого воздуха Алматы, а потому и “КазТрансГаз” не может дать на это гарантий. И уж подавно никому не дано знать, как все это сложится через 10-15 лет, а времена нынче неспокойные.

Кстати сказать, Карагандинская ТЭЦ-3 и ТЭЦ-2 в Нур-Султане - одногодки и близняшки по оборудованию А-А ТЭЦ-2, и что будет отработано в Алматы, повторится и для них.

Правда, Алматинская ТЭЦ-2 уникальна: это единственная в мире электростанция, заглубленная (из-за просадочных грунтов) на 12 метров. Соответственно, норм работы газовых котлов, установленных ниже земли, нет, и их надо разрабатывать специально для такого случая. Но заказчик выбрал вариант попроще: заложил полную переделку всех восьми энергетических котлов с вознесением их выше нулевой отметки. Барнаульский котельный завод будет, конечно, счастлив получить такой простой для него, зато дорогой и серийный заказ лет на пять-десять вперед. Заказчик, рассчитывающий взять деньги в Нацфонде или у банков, тоже, наверное, найдет свой интерес в громадных объемах работ, оплатим же все мы через тариф.

Но отменяет ли вознесение котлов сам факт работы их в помещении с подвалом? Нет, поэтому все мероприятия насчет вентиляции, автоматики и защиты от хлопка, скопившегося внизу газа, все равно в проект закладываются, включая и написание инструкций по эксплуатации. И это еще вопрос, когда хлопок больше навредит: если случится вокруг оставленных на своих местах котлов или ударит по ним снизу.

Короче, технические решения без переделки тоже должны быть проработаны, а если проблема упрется только в спецтехусловия, страна должна знать имя и должность человека, отказывающегося их утвердить.

А еще надо доработать страховочный вариант работы на угле с установкой современной газоочистки. Проектировщики заложили в него пугающую стоимость, но теперь надо обратиться напрямую к ведущим изготовителям и перспективным подрядчикам - пусть предложат свою цену. Да, на ТЭЦ-2 к тому же заканчивается и емкость золоотвала, а подходящих площадей поблизости нет. Но тем более полезно получить набор предложений от мировых лидеров газоочистки и использования золы в том же дорожном строительстве - какие здесь возможности и затраты.

Теперь насчет требуемой общественностью новой станции. Благо и такой вариант в проекте есть. Однако будто специально сделанный… проигрышным.

Сейчас ТЭЦ-2 имеет электрическую мощность 510 МВт и 1411 гкал/ч по теплу. Альтернатива, на которую охотно повелась общественность, - 474 МВт и 1200 Гкал/ч. Итого 36 МВт и 211 Гкал/ч в минусе плюс несколько сотен миллионов долларов на такое замещение.

Но дело даже не в цифрах, а вот в этой приманке замены старого новым. Техника, все знают, стареет морально и физически. Так, продвинутым пользователям новый смарт­фон требуется каждый год-полтора. А вот в теплоэнергетике не так: отработанные еще в СССР в 60-х годах паросиловые параметры для ТЭЦ и ГРЭС как были тогда, так и остаются наилучшими. Почему жаропрочная металлургия и котлотурбостроение не пошли дальше тех параметров - отдельный вопрос, но Алматинская ТЭЦ-2, как и экибастузские ГРЭС, морально молоды, как и в момент рождения. На мировом, заметьте, уровне, как тогда, так и сейчас! Прогресс пошел по линии увеличения единичной мощности, но под наши объемы наш набор оборудования оптимален. И еще по линии газоочистки - тут надо догонять, об этом мы уже сказали.

Что же касается физики, то котлоагрегаты, турбоагрегаты и все прочее оборудование имеют регламенты текущих, средних и капитальных ремонтов, включая замену основных элементов или агрегатов целиком. В этом смысле станции, которым пять или пятьдесят лет, примерно одинаковы, и у наших ТЭЦ 70-х годов рождения физического ресурса еще на такие же сроки.

Алматинская же ТЭЦ-2 не только самая современная, но и самая большая теплофикационная электростанция страны, и этот факт требует уважения!

И еще насчет теплофикации: в соцсетях популярно мнение, что лучше разбить город на кварталы-махалли, снабдить их современными газовыми котельными, на крышах поставить солнечные батареи и жить счастливо. Ну что же, Конституция нашей страны признает идеологическое многообразие, можно иметь и такие убеждения, но лучше оставить их при себе.

На самом деле привычная нам стоимость городского тепло-, энергоснабжения в разы меньшая, чем в той же Европе, это как раз благодаря централизации и теплофикации. А сомневающиеся вольны поставить эксперимент автономизации на себе.

А теперь главное, что собираемся сказать насчет еще одной линии мирового прогресса в теплоэнергетике. Это надстройка паросилового оборудования газотурбинным. И если уж рисковать полным отказом от угля, то оптимальный для ТЭЦ-2 бинарный цикл: перед энергетическими котлами устанавливаются газовые турбины, на их выхлопах вырабатывается острый пар, поступающий, как и прежде, на турбины. А при необходимости на котлах для поддержания параметров на пароперегревателе тоже дожигается газ.

Это позволит поднять электрическую мощность ТЭЦ-2 еще раза в полтора, и это будет самое рациональное использование газа. Авторы ТЭО такой вариант даже не упомянули, будто его нет. Еще бы, зачем “Самрук-Энерго” такие хлопоты, когда можно элементарно перекроить котлы на газ и отбить затраты через тариф. Проектировщикам же КазНИПИЭнергопрома надо сказать спасибо: что они знали сами и нашли в интернете -

все показали. Теперь акимату (а лучше правительству) надо бы обратиться к ведущим мировым производителям: кто предложит лучшее решение. И только если все вдруг откажутся, тогда, да, пойти по варианту простого приспособления котлов под газ.

И напоследок. Не все знают, что помимо вынесенного наружу теплофикационного сердца Алматы ТЭЦ-2 в самом городе, в самых густонаселенных районах действуют две крупные, несколько средних и примерно семь десятков газовых котельных поменьше. Суммарной мощностью даже больше, чем ТЭЦ-2, порядка 2000 Гкал/ч. Да, их выбросы не так опасны, как угольные, но это тоже не озон, и все это парит над головами алматинцев.

Так почему бы не расширить ТЭЦ-2 тремя-четырьмя газотурбинными установками с водоподогревом на выхлопах, передав на них, например, половину городской зимней нагрузки. А котельные пусть работают в пиковом и страховочном режимах.

Короче, ТЭО надо бы не форсированно проталкивать на утверждение, а доработать самым ответственным образом. Только вот у специалистов уже сейчас сложилось мнение, что решение по способу перевода ТЭЦ-2 на газ, похоже, уже кем-то бесповоротно принято. Но лучшее ли оно?

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть