Самруковский импульс
Казахстанские эксперты оценили то, как квазигоссектор страны разделил с государством и бизнесом бремя кризиса. Свои выводы об оперативных мерах ФНБ “Самрук-Қазына” по стабилизации экономической активности страны и поддержке тех, кто вынужден остановить производство, они сделали в том числе и на основе последних выступлений, прозвучавших 3 июня на заседании совета по управлению Фондом национального благосостояния под председательством Елбасы.
На том совете глава “Самрук-Қазына” Ахметжан ЕСИМОВ рассказал, что из-за пандемии COVID-19, падения мировых цен на нефть и снижения курса национальной валюты чистый доход фонда в этом году по прогнозам снизится более чем в 7 раз - с 1,2 триллиона до 167 миллиардов тенге. Наибольшая потеря чистого дохода ожидается у “КазМунайГаза” - на 84 процента. А снижение объемов авиа- и железнодорожного пассажирооборота составит до 40 процентов.
И в таких условиях впечатляют планы ФНБ “Самрук-Қазына” по выплате дивидендов своему единственному акционеру - правительству. По итогам этого года они должны вырасти в 10 раз по сравнению с 2017 годом и составить 120 млрд тенге. И это не все. За период с 2009 по 2016 год фонд привлек 2,3 трлн тенге заимствований из Нацфонда. Начать погашать он должен был только с 2026 года, однако досрочно он уже возвратил 20 процентов суммы, или 465 миллиардов. В этом году “Самрук-Қазына” направит в Нацфонд еще 100 млрд тенге.
Кроме того, на фоне эпидемического и экономического кризиса “Самрук-Қазына” упредил потери от курсового риска в 950 миллиардов тенге. Это произошло благодаря снижению валютного долга фонда на 8 млрд долларов.
- Очень грамотная политика, ведь сегодня длинные деньги - дорогие. И тем более в основном все активы “Самрук-Қазына” находятся в Казахстане, и если не брать сырьевую составляющую, то все остальное он зарабатывает и реализовывает в тенге. У фонда есть большие внешние долги именно в валюте, поэтому ему приходится ежегодно тратить большие суммы со своего дохода для того, чтобы погашать проценты по этим долгам. И чем дальше, тем этот процесс будет тяжелее из-за волатильности мировой экономики. Поэтому очень правильно, что сегодня руководство старается вот этот риск минимизировать и от таких валютных долгов избавиться, досрочно погасить. И чем больше им это удастся, я думаю, тем они будут себя свободнее чувствовать в будущем, - считает мажилисмен, яро поднимающий в парламенте экономические и финансовые вопросы, Аманжан ЖАМАЛОВ.
Подушка безопасности
ФНБ сумел снизить капитальные и операционные расходы на 1 млрд долларов. Он оптимизировал свои структуры управления. Так, уровни управления в оргструктурах компаний фонда сокращены с 6 до 3, количество управляющих директоров сокращено в два раза - с 89 до 44, директоров департаментов - с 308 до 255, начальников отделов - с 259 до 65, то есть сокращено 200 отделов. Все это в совокупности позволило создать определенный финансовый резерв, который на сегодня, как объяснил Ахметжан Есимов, обеспечивает функционирование всех предприятий энергетической, нефтегазовой, урановой, телекоммуникационной, почтовой и других отраслей.
- Сейчас в “Самрук-Қазына” реализуют в жизнь главный закон экономики: чем меньше сотрудников, которые не создают добавленной стоимости, тем больше производительности и коэффициента полезного действия у производства. А чем больше людей, которые не заняты созданием добавленной стоимости, тем меньше производительность труда, - комментирует этот момент Жамалов.
На совете глава “Самрук-Қазына” сообщил, что треть сотрудников фонда продолжает работать дистанционно, несмотря на завершение режима ЧП и карантина. И, как показала практика, эффективность сотрудников и качество исполнения поручений на удаленке даже повысились за счет гибкого графика, а фонд сэкономил 10 млн тенге на расходах на транспорт, содержание центрального офиса, канцелярские товары. При этом кризисную ситуацию ФНБ проходит без сокращений персонала и задержек заработной платы работникам.
- Если что коронавирус хорошего и принес, то это как раз переход на удаленку. Понятно, что это не безусловно замечательно, но тут гораздо больше плюсов, чем минусов, и если “Самрук-Қазына” собирается улучшать свою деятельность, имея часть сотрудников на удаленке, можем их за это только похвалить, - отметил известный в Казахстане экономист и политолог Петр СВОИК.
Со слов А. Есимова, главной задачей фонда сегодня является поддержка экономики страны через практику закупок. И уже с начала 2020 года от группы компаний “Самрук-Қазына” размещены 9 тысяч заказов на отечественных предприятиях, в которых работает около 250 тысяч человек. В этом году закупки составят почти 3 трлн тенге. Символично, но 2020 год фонд провозгласил Годом поддержки казахстанских товаропроизводителей и отечественных предпринимателей.
Поэтому им упростили доступ к закупкам группы компаний, а также вдвое расширили список товаропроизводителей холдинга. Сократили сроки прохождения процедур и объем документов. Если раньше проведение тендера занимало 41 день, сейчас - 31, запрос ценовых предложений сократился с 20 до 16 дней. Установлено требование о закупе товаров в рамках “экономики простых вещей” (пищевая, мебельная, легкая и строительная промышленность) только способом запроса ценовых предложений без ограничений по сумме. А еще в четыре раза оптимизированы внутрихолдинговые закупки, их объемы снижены до 0,5 трлн тенге.
Сейчас фонд реализует две программы в помощь бизнесу: поддержка действующих казахстанских предприятий и создание в стране новых производств. Первая предполагает возвратную финансовую помощь портфельным компаниям фонда для заказов товаров и оборудования у казахстанских поставщиков. В результате планируется обеспечить обновление материально-технической базы компаний фонда, стабильное функционирование предприятий и загрузку производственных мощностей, сохранение и создание новых рабочих мест и увеличение налоговых платежей в бюджет.
А вторая программа предлагает 3-5-летний гарантированный прямой закуп-заказ со стороны “дочек” фонда. Для этого бизнесмен должен освоить новое для Казахстана производство товаров, которые сейчас закупаются за пределами страны в связи с отсутствием отечественных аналогов. Фондом давно сформирован пул из 1200 наиболее востребованных товаров, на которые имеется постоянный спрос, но отсутствует производство в стране общим объемом долгосрочной потребности в 200 с лишним миллиардов тенге. Любой бизнесмен может ознакомиться со списком, выбрать любую позицию из него и, заручившись поддержкой фонда, начать производство. Более того, такие оффтейк-договоры являются твердым залогом для получения банковского кредита на это производство.
- Это можно только всячески приветствовать. Безусловно, самая главная проблема в Казахстане - это структурная безработица. В Казахстане не хватает 3-4 миллионов рабочих мест, и нужно создавать новые постоянные рабочие места, а не какие-то “Дорожные карты занятости”, когда люди улицы поподметали, им что-то повыплачивали, и на этом все. И вторая проблема, которая за ней сразу идет, - это импортозамещение. И если “Самрук-Қазына” собирается решать и ту и другую проблемы, увязав их одним решением, то все карты им в руки, - сказал Своик.
- Хорошо, что к госпрограмме импортозамещения подключился “Самрук-Қазына” со своими возможностями, наработанными механизмами - это великолепно! Я думаю, это будет гораздо продуктивнее, чем даже то, чем занималось правительство в этом вопросе, - в свою очередь считает Жамалов.
Отложенный аукцион
Как известно, из 167 активов фонда, включенных в комплексный план приватизации, 84 актива уже реализованы на общую сумму 172 млрд тенге. 53 актива ликвидированы либо реорганизованы.
Осталось 29 объектов большой приватизации, однако 21 из них находится в процессе ликвидации или реорганизации в соответствии с графиком. Что касается оставшихся 8 активов “Самрук-Қазына”, в том числе стратегических “Казахтелекома”, “Казпочты” и “Казмунайгаза”, руководство “Самрук-Қазына” приняло решение воздержаться от выставления их на аукционы до стабилизации ситуации на финансовых рынках. Высокая мировая турбулентность и замедление темпов роста мировой экономики делают их продажу в этом году неприемлемой.
- Это тоже имеет здравый смысл. Главный закон фондового рынка гласит: покупай, когда цена находится на нижней точке, и продавай, когда цена на верхней точке. Сегодня в мире пандемия, обвал нефтяных котировок, спад экономической активности привели к падению фондовых рынков. Капитализация многих компаний упала из-за того, что их акции стали падать в цене в связи с общим экономическим кризисом. Естественно, это не могло обойти и “Самрук-Қазына”, и компании, которые в него входят. Я думаю, они тоже потеряли в своей стоимости на фондовых рынках значительно, поэтому нет смысла сейчас продавать, когда они находятся на нижней точке. Поэтому я думаю, это разумное решение - надо дождаться более благоприятной ситуации. Компании, которые входят в “Самрук-Қазына”, - это сливки нашей экономики, поэтому отдавать их за бесценок сегодня было бы неразумно, - резюмирует Аманжан Жамалов.
А на том заседании совета, прослушав выступление Есимова, Нурсултан Назарбаев призвал применить весь самруковский опыт поддержки экономики и предпринимательства во всех других структурах страны.
- Я положительно оцениваю и поддерживаю своевременные решения руководства фонда. Они показали свою эффективность. В условиях кризиса государство выделило существенные средства из Национального фонда для поддержки экономики. Однако в этих условиях “Самрук-Қазына”, наоборот, направил в Национальный фонд 100 млрд тенге, - отметил первый президент Казахстана. - Фонду национального благосостояния определена ключевая роль в восстановлении и дальнейшем развитии экономики! Все основные компании Казахстана входят в состав фонда. В совокупности активы компаний фонда составляют 28 трлн тенге - это 40 процентов нашего ВВП. Здесь трудятся 300 тысяч людей. Несмотря на трудности, все компании продолжают работать. Положительная динамика показателей фонда в прошлом году позволила сформировать определенный резерв на текущий год.
Назарбаев имел в виду тот задел, который фонд создал себе по итогам успешного в финансовом плане 2019 года. Тогда доходы от реализации выросли на 31 процент и составили 8103 млрд тенге, при этом рост чистой прибыли значительно опередил темпы роста доходов - она выросла в два раза, составив 1243 млрд тенге. Чистая стоимость активов фонда по итогам прошлого года увеличилась на 30 процентов.
Ажар ИСМАЙЛОВА, фото с сайта elbasy.kz, Нур-Султан