5358

Старый конь борозду портит!

Показатель старения отечественного парка сельхозтехники достиг критического уровня. По словам министра сельского хозяйства страны Сапархана ОМАРОВА, 85 процентов парка тракторов и 68 процентов комбайнов эксплуатируются уже более 10 лет. А общий износ всего парка сельхозтехники равен 76 процентам! Как это про­изошло и, главное, кто в этом виноват? Попробуем разобраться.

Старый  конь  борозду портит!

Невесёлая коллегия

На сегодняшний день, по данным Минсельхоза, в республике эксплуа­тируется 147 тысяч тракторов, более 38 тысяч комбайнов, порядка ­4 тысяч посевных комплексов, 78 тысяч сеялок и 300 тысяч единиц кормозаготовительной и почво­обрабатывающей техники.

Такие цифры прозвучали на очередном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства. Глава ведомства Сапархан Омаров не скрывал своего недовольства сложившейся ситуацией.

- С 2014 года государство предпринимает меры для обновления парка сельхозтехник. В госпрограмме развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы предусмотрено субсидирование инвестиционных затрат сельхозтоваропроизводителей и процентной ставки при приобретении сельхозтехники и оборудования в лизинг, а также кредит и лизинг по линии АО “НУХ “КазАгро”. Однако доля старых тракторов и комбайнов не уменьшилась, а, наоборот, выросла. Как так получилось? - спрашивал у подчиненных Омаров.

На вопрос шефа рискнул ответить директор департамента производства и переработки растение­водческой продукции Азат СУЛТАНОВ. По его словам, обновление парка сельхозтехники буксует в первую очередь из-за финансового состояния аграриев. Но, несмот­ря на это, все же есть небольшой повод для гордости - в 2018 году уровень обновления составил 3,5 процента, а в 2017-м он был в два раза меньше. Тем не менее Султанов признал, что 3,5 процента - это мало, поскольку оптимальный уровень обновления должен составлять не менее 10 процентов в год. Все это, по его словам, приводит к тому, что сроки посевной увеличиваются с 15 до 25 дней, а уборочной - с 25 до 60 дней, то есть в среднем в 2 раза, а это в свою очередь чревато потерей урожая и дополнительными расходами на ГСМ.

По итогам коллегии главе Минсельхоза не оставалось ничего другого, как распорядиться провести тщательную инвентаризацию имеющейся в стране техники и обязать акиматы областей обеспечить максимальное ее обновление.

Причины и следствие

Обратимся к данным комитета по статистике. Согласно отчету за третий квартал 2019 года среднемесячная номинальная заработная плата одного работника в сельском хозяйстве составляла 127 918 тенге. При этом средняя номинальная зарплата по всем отраслям немного выше - 191 129 тенге. В прошлом году, к слову, показатель зарплаты в сельском хозяйстве был ниже примерно на 4 тысячи тенге - 123 005 тенге, а зарплата руководителей в этой отрасли была 148 898 тенге. При этом немалая часть сельхозтоваропроизводителей приобретает дорогостоящую импортную технику, на которой затем приходится работать по 20 лет, чтобы оправдать вложенные средства, и только при активной финансовой поддержке государства.

Согласно официальным данным за январь-октябрь 2019 года, в Казахстане было произведено 754 трактора, 457 жаток и 354 зерноуборочных комбайна. Цифры демонстрируют то, что производство в стране есть, при этом существующие производственные мощности заводов позволяют делать больше, но для этого необходимо создавать условия, повышать спрос среди аграриев, пользующихся государственной поддержкой. В противном случае получается разорванный цикл, при котором государство, поддерживая отечественных фермеров, параллельно поддерживает иностранную рабочую силу. При таком подходе проблема критического старения парка у нас будет всегда! И если существующие методы стимулирования оставить в текущем виде, значит, закупки будут производиться за пределами страны. А это в свою очередь повлечет отток огромных денежных средств, выделяемых аграриям в виде субсидий из казны, за рубеж. Не самый лучший сценарий развития как для экономики Казахстана, так и для отечественной индустрии.

Рынок диктует цены

В сложившейся ситуации устаревшего парка без вмешательства государства никак не обойтись. Для того чтобы помочь аграриям обновить парк, нужно предоставить им заемные средства (программы кредитования и лизинга). Также необходимо стимулировать приобретение более низкой по цене продукции. Под более низкой под­разумевается, конечно же, техника отечественного производства. Судите сами. Популярные модели тракторов импортных аналогов стоят порядка 200-250 тысяч долларов. В разы дешевле, к примеру, “беларусы”, “кировцы”, производство которых локализовано в Казах­стане. Более того, данная техника занимает от 70 до 80 процентов продаж в своих сегментах. Это еще раз наталкивает на мысль о том, что именно здесь необходимо усилить стимулирование, так как факты говорят в пользу того, что большинство предпочитают более низкую по цене сельскохозяйственную технику. К чему это приведет? Повышение объема реализованной техники, загрузка казахстанских заводов, новые рабочие места, налоги и т. д. Все это в конечном счете приведет к обновлению парка.

Корень всех проблем

На одном из заседаний правительства было сказано, что в текущем году заключено 29 соглашений с семью производителями о промышленной сборке сельхозтехники. В рамках развития сельскохозяйственного машиностроения через привлечение инвестиций был подписан меморандум по организации производства комбайнов Claas в Северо-Казахстанской области. На базе костанайского “Агромашхолдинга” запущено производство тракторов “Кировец” (совместно с Петербургским тракторным заводом) и Lovol (совмест­но с китайскими инвесторами). Есть завод по производству тракторов в Семее. Тем не менее по итогам только первого квартала 2019 года Казахстан импортировал 1308 тракторов, что на 89 процентов выше аналогичного показателя за 2018 год. Неужели все дело в стоимости? Вряд ли! К примеру, на открытии производства Lovol было объявлено, что стоимость этих тракторов будет варьироваться от 2,5 до 14 млн тенге. Это весьма привлекательные цены. Следовательно, вопрос все же в правилах субсидирования. И вот здесь кроется, на наш взгляд, основной корень всех проблем.

Так, нам удалось выяснить, что существующий механизм субсидирования приобретения сельхозтехники для аграриев составляет 25 процентов от стоимости как отечественной, так и импортной техники. Казалось бы, такой подход можно оправдать условиями открытой конкуренции, если не вникнуть в стоимость. При несложных расчетах получается, что на единицу импортной техники субсидия практически сопоставима с полной стоимостью отечественной. Так о каком стимулировании спроса на местное производство может идти речь, если львиная доля бюджетных средств уходит на содержание иностранных заводов?!

Выше мы уже приводили примерные цены на тракторы. Несложно подсчитать, что при покупке того же John Deere государство вернет фермеру 19,3 млн тенге, а при покупке, к примеру, казахстанского Lovol за 2,5 млн тенге - только 625 тысяч тенге. При этом зачастую выделенные средства быстро осваиваются крупными хозяйствами именно в счет иностранной техники, а среднему и малому хозяйству ничего не остается. Это в свою очередь приводит к тому, что у казахстанских производителей попросту отсутствует возможность работать над снижением стоимости продукции.

Для примера: в той же России государство субсидирует фермерам только покупку отечественной техники. Покупать иностранные тракторы аграриям никто не запрещает, но компенсации от государства при этом ждать не приходится.

Лизинг всему голова

Единственный наиболее приемлемый способ для аграриев обновить свой парк - это приобретение техники в лизинг.

Лизинговые продукты представляет сегодня на рынке в основном “КазАгроФинанс”. Есть еще ряд других финансовых институтов. Сравнительно недавно был сделан первый шаг в стимулировании отечественного производителя, появился механизм через АО “БРК-Лизинг”.

Так вот у “КазАгроФинанса” срок лизинга на сельхозтехнику составляет 10 лет, а ставка вознаграждения - 17 процентов. На покупку спецтехники (для мелиоративных и сельхозработ) срок 7 лет, а ставка - те же 17 процентов. При этом доля компании на рынке АПК составляет 90 процентов. За период с 2000 по 2019 год с помощью лизинговых инструментов компании аграриям было передано 44 тысячи единиц техники.

Понятно, что при таких ставках вознаграждения потянуть покупку того же трактора дано далеко не каждому. А значит, помимо пересмотра размера субсидирования государству надо пересмотреть и ставки вознаграждения по лизинговым программам.

В противном случае мы рискуем остаться у разбитого корыта с тем же изношенным парком техники, с теми же минимальными показателями роста сельского хозяйства и без привлечения инвестиций и передовых технологий в производство сельхозтехники и полной зависимостью от импорта.

Григорий ГАРАНИН, Алматы

Поделиться
Класснуть