3431

Современный подход

В поселке Асыката Жетысайского района Туркестанской области жители стали активнее пользоваться смартфонами. И дело не в повальном увлечении социальными сетями. Все намного серьезнее. В этом году районная поликлиника, расположенная в селе, полностью перешла на электронный документооборот.

Современный подход
Открытие Адалдык Аланы.

В учреждении избавились от бумажных медицинских карт пациентов, и всем жителям Асыката открыли электронные паспорта здоровья, в которые можно заглянуть с помощью гаджета или компьютера. Конечно, не без интернета. За короткое время сотрудники поликлиники установили на смартфоны тысяч асыкатинцев приложение “Дамумед” и научили сельчан им пользоваться. Программа позволяет в режиме онлайн записываться к врачу или вызывать его на дом, просматривать графики приема, скачивать свои больничные листы и результаты анализов.

Приложение “Дамумед”.

Все, что раньше занимало уйму времени и сил, теперь происходит в разы быстрее, говорят специалисты поликлиники. Пациенты больше не стоят в очереди, они приходят ровно в то время, когда им назначен прием, а врачам отныне не нужно вручную заполнять медицинские карты, остается лишь делать пометки в электронных паспортах здоровья, используя готовые шаблоны.

- Мы внедряем безбумажный формат ведения медицинской документации, - рассказывает специалист по внедрению цифровизации Дана ТИЛЕМИСОВА. 

Дана ТИЛЕМИСОВА.

- На сегодняшний день из 136 существующих учетных форм 107 перешло на безбумажный формат, что составляет 79% документо­оборота. Весь маршрут пациента прозрачен и отображается как в личном кабинете, так и в электронном паспорте здоровья, и доступен на каждом этапе оказания помощи. С помощью электронного паспорта здоровья врачи получают доступ к полной информации о состоянии здоровья пациента, его анамнезу, к информации о хронических заболеваниях, аллергии и принимаемых препаратах. То есть вся необходимая информация о здоровье человека независимо от места оказания помощи собрана в одной базе.

Правда, все эти грандиозные изменения в районной поликлинике произошли не сразу и непросто. Понадобилось время, чтобы объяс­нить сельчанам, как пользоваться мобильным приложением. В первую очередь “Дамумед” установили тем, кто чаще остальных обращается к медикам, - это беременные женщины, состоящие на учете, и диспансерные пациенты.

Прежде чем попасть на прием, пациент может без труда узнать информацию о квалификации врача.

Если обратиться к статистике, то приложение на свои телефоны скачали 25 тысяч жителей поселка Асыката и других соседних аулов, это 70% интернет-активного населения. Всего к поликлинике прикреплены свыше 85 тысяч человек. Руководство медучреждения не без гордости сообщило, что с начала года 15 500 записей на прием к врачам были произведены через онлайн-программу “Дамумед”.

Конечно, сразу возникает вопрос: а как обстоит ситуация с интернетом на селе? и неужели у всех местных жителей есть смарт­фоны?

Дана Тилемисова говорит, что в ауле Асыката уже давно не испытывают проблем с доступом в интернет. А вот гаджеты, поддерживающие мобильное приложение, есть не у всех. Однако это не значит, что люди останутся без медицинской помощи. Если у человека нет ни смартфона, ни компьютера, то он может прийти в уголок самообслуживания, который установили в фойе поликлиники, и там с помощью электронных сервисов зайти в личный кабинет.

В отдел регистратуры теперь нет очередей, как это было раньше.

Во время обхода поликлиники мы заметили, что у дверей в кабинеты врачей висят таблички с QR-кодом. Нам объяснили, что с помощью специального приложения на смартфоне можно считать код и получить всю информацию о лечащем враче: где он учился, работал, какой у него стаж и т. д. Такая открытость, несомненно, вызывает доверие у пациентов.

В этом году районная больница в Асыката и поликлиника при ней пережили модернизацию. В учреждениях обновили практически все: от стойки регистратуры до реанимационной. Закупили новые компьютеры, планшеты для врачей, медицинское оборудование и установили систему триаж в больнице.

Кнопки экстренного вызова врачей.

“Триаж” с французского переводится как “сортировка”. Распределение пациентов происходит прямо у входа в больницу. Больных с ранениями и тяжелыми травмами прямиком везут на каталке в операционную. Туда же вызывается хирург. Разобраться, где находится реанимация, а где обычная палата, несложно. Путь указывают линии, нарисованные на полу больницы: красная ведет в отделение неотложной помощи (для пациентов, чьим жизням угрожает опасность), желтая линия - в кабинеты, где проводят мини-операции, зеленая - в зону, где оказывают амбулаторную помощь.

В небольшом фойе установлены специальные SOS-кнопки для экстренного вызова врачей. Сигнал поступает прямо в кабинет медика или на сотовый телефон, если его вызвали в нерабочее время. Благодаря этой системе при госпитализации пациентов исчез риск потери драгоценного времени. Врачи работают быстро и слаженно.

Система триаж доказала свою эффективность во многих странах. Ее также успешно используют в медучреждениях Нур-Султана и других крупных городов. Для того чтобы внедрить систему в асыкатинскую больницу, пришлось переделывать изнутри здание, которое было построено в советское время по старому формату. На приобретение современного медицинского оборудования из бюджета Туркестанской области было потрачено 177 миллионов тенге. В этом году также закупили 190 компьютеров на 42 миллиона тенге. Их поставили в кабинет каждому врачу.

Мебель, телевизоры и другую технику руководство районной больницы покупало за свой счет. То есть из денег, которые медучреждение получает за счет платных услуг, говорит заместитель главного врача Ергали СОПБЕКОВ. По его словам, ежегодно платные услуги приносят больнице около 25 миллионов тенге.

Ергали СОПБЕКОВ.

И это еще не все. 2 ноября на территории районной поликлиники Асыката открыли площадку “Адалдык аланы”, где жители села могут оставить свои предложения по улучшению работы медучреждения или сообщить о коррупционном правонарушении, если такой факт имел место. Кроме того, на площадке заработал “магазин честности”. Посетители могут купить понравившийся продукт и оставить оплату в специальном боксе. Здесь нет продавцов и никто не следит за тем, заплатил ли ты за товар или нет. Все на совести покупателя.

Ко всем изменениям в поликлинике и больнице жители Асыката уже привыкли. Сложнее было взрослому поколению и пенсионерам, но и они постепенно вникают в новую систему. Креативные аулчане шутят, что теперь их поселок можно называть Digital Асыката.

Динара БЕКБОЛАЕВА, фото автора, Туркестанская область

Поделиться
Класснуть