Вперёд в прошлое?
Положенные в основу бюджета-2020 показатели экспорта-импорта и ВВП в долларах повторяют… 2010 год
Не закончился еще октябрь, а мажилис рассмотрел, одобрил и отправил в сенат проект бюджета на 2020-2022 годы - хороший темп и слаженная работа. Еще бы: если в первой половине 90-х экономика вслед за распадом СССР с непреодолимой силой разрушалась, а во второй половине с той же силой создавалась внешнеориентированная модель, то уже два десятилетия модель все та же и те же отработанные процедуры.
Сколько хорошего в том, что депутатский и правительственный аппараты давно и прочно притерлись друг к другу, а сколько - не очень хорошего, это отдельный разговор. А сейчас мы с вами можем взять за основу тот факт, что бюджет - это как сказочное зеркальце, докладывающее хозяйке-правительнице всю правду, пусть и неприятную. Давайте и мы из-за царицыной спины заглянем в него.
Базовые ценности
Сначала закладываемые в основу бюджета макроэкономические параметры, как их видит правительство: ВВП 2020 года - 74,5 трлн тенге, экспорт - 55,0 млрд долларов, импорт - 33,6 млрд долларов. Курс тенге - 380 за доллар, соответственно, валовой экономический продукт в американских денежных единицах, в которых осуществляются решающие для нас внешнеэкономические расчеты, - 196 млрд долларов.
Что это нам напоминает? Напоминает… 2011 год, по итогам которого ВВП составил 192,6 млрд долларов. Экспорт, правда, в том году вышел на 84,3 млрд долларов, по этому показателю мы в 2020-м недотянем и до 2010 года, в котором экспорт принес Казахстану 60,3 млрд долларов. А по импорту, да, на следующий год мы лишь чуть-чуть недотянем до 2011 года, в котором импорт обошелся Казахстану в 36,9 млрд долларов.
Короче, 2020 год глазами внешнего наблюдателя - это подтягивание к результатам предыдущей круглой даты - 2010 года. А что действительно радикально изменилось внутри страны за такое не зря прожитое десятилетие, так это курс национальной валюты - от 147 за доллар в 2010-м тенге взметнулся до нынешних 390.
Поверь в мечту
Кстати сказать, раскатывать губу на 380 тенге за доллар не советую, в следующем году национальная валюта продолжит плавание, разумеется, не в сторону укрепления. Тем более при заложенной в бюджет стоимости нефти всего 55 долларов за баррель. Если цены действительно будут такими, удержать тенге хотя бы на уровне 430 будет непростой задачей для правительства. А 380 - это просто страховка, заложенный в бюджет основной резерв его исполнения, поскольку иных способов, кроме как понижать стоимость внутренних денег по отношению к внешним, у правительства все меньше.
И наше бюджетное “зеркальце” это и отражает, если под нужным углом в него посмотреть.
Вот следите за ракурсом: в этом году трансферт из Национального фонда в бюджет заложен величиной 2,45 трлн тенге, а на 2020 год - уже 2,7 трлн - намного больше. При том, что президент недавно сказал: денег из Нацфонда брать как можно меньше.
Зеркальное изображение
Получается, без все более крупной прибавки бюджет не балансируется, но, самое главное, разбалансирован уже Национальный фонд! И далеко не первый год. В этом году, например, против изъятия 2450 млрд тенге в графе “поступления” значится величина 2276 млрд, итого недобор 174 млрд тенге.
И на 2020 год тоже запланирован разрыв: поступления - 2646, а трансферт - 2700 млрд, то есть подушка безопасности в следующем году сдуется еще на 54 млрд тенге.
А в целом динамика такова: за 9 месяцев этого года суммарные резервы Нацбанка и запасы Национального фонда сократились на 620 млн долларов, а с пикового значения (ноябрь 2014-го) откат уже 17,2 млрд долларов.
Не катастрофа, но звоночек непрерывный и все более тревожный.
Так давайте же и мы попытаемся углядеть в бюджетном “зеркальце” резервы, тем более что и сейчас денег врачам-учителям и прочим бюджетникам хватает лишь в обрез.
И сразу навскидку: возврат НДС, оцениваемый в бюджете следующего года в 600 млрд тенге! С чем бы такую сумму сопоставить?
Наше всё!
К примеру, вся программа жилищного строительства “Нурлы жер” обойдется бюджету-2020 в 138 млрд тенге, ремонт существующих и строительство новых автодорог - 389 млрд, все вложения в ЖКХ - 113 млрд, спорт высших достижений - 48 млрд (на массовый и национальные виды спорта лишь полмиллиарда), на развитие государственного и других языков - целый миллиард тенге.
Согласитесь, не будь возврата, все такие полезные дела можно было бы профинансировать вдвое. а кому возвращают НДС? Его возвращают экспортерам, как во всех развитых странах. Но Германия, например, таким образом поощряет вывоз из страны лучших в мире машин и сложнейшей электротехники, а мы - сырой нефти, будто иначе ее не купят. И здесь есть вопрос к правительству.
Долги наши тяжкие
Впрочем, есть и более потрясающая строка не сильно полезных затрат - “обслуживание правительственного долга”. В этой строке, как на номере престижного авто, взгляд цепляют три семерки - 777 млрд тенге выложит бюджет в 2020 году! И я вам скажу, куда бесполезно пойдет основная часть - не менее 400 млрд тенге - этой гигантской долговой нагрузки. На выплату так называемого инвестиционного дохода ЕНПФ.
Дело в том, что из 12 трлн тенге, а на такой объем выйдут пенсионные накопления в 2020 году, не менее 40 процентов будут традиционно “инвестированы” в долговые обязательства Минфина, на оплату которых из бюджета в очередной раз будут вынуты четыре сотни миллиардов тенге средств налогоплательщиков.
Подчеркну: все такие “инвестиции” к реальному инвестированию экономики отношения не имеют - это игры финансового лобби по совершенно примитивному извлечению собственных доходов. Проиллюстрируем это на самой свежей отчетности ЕНПФ - по результатам 10 месяцев этого года.
Итак: 10-процентных отчислений от заработков всех легально работающих поступило 714 млрд. Заметьте, это обязательные взносы, то есть фактически налоги, но идут они мимо нуждающегося в поступлениях бюджета, прямо в руки финансистам. Выплаты же пенсионерам из ЕНПФ за те же 10 месяцев - 154 млрд тенге, в 4,6 раза меньше. Выгодный бизнес, правда? При этом комиссионное вознаграждение сами “накопители” начислили себе 43 млрд тенге, то есть 28 процентов всех расходов идут не пенсионерам, а самой системе. Потрясающе великолепный бизнес!
Осталось добавить, что за весь 2020 год выходящие на пенсию вкладчики ЕНПФ получат, хорошо, если чуть более 200 млрд тенге. Тогда как по строке “выплаты солидарных пенсий” в бюджете-2020 предусмотрено 1704 млрд тенге плюс “базовые пенсионные выплаты” 752 млрд. Итого получается самая большая расходная статья бюджета - 2456 млрд тенге, в 12 с лишним раз больше, чем из накопительной системы. То есть с точки зрения пенсионного обеспечения ЕНПФ - это такая незначительная добавка к сохраняемой солидарной системе, охватывающая к тому же меньшую половину всех работоспособных казахстанцев. Зато для самих финансистов это просто золотое дно!
Систему пора менять?
А теперь представьте, что примерно 900 млрд тенге взносов в 2020 году плюс 11 уже накопленных триллионов пойдут не в ценные бумаги Минфина и коммерческих банков, а в реальную экономику, добавляясь к перенапряженным бюджетным инвестициям и кредитам. И при этом вкладчики получат реальный инвестиционный доход. Это радикально оздоровило бы бюджет, выправило пенсионную систему и подпитало бы сохнущую без инвестиций и кредитов экономику.
Но решатся ли на такое правительство и депутаты?
Пётр СВОИК, обозреватель, рисунок Владимира Кадырбаева