Мы растём!
Как изменились продажи казахстанских автомобилей после введения запрета госорганам покупать иномарки
В июне этого года постановлением правительства госорганам и бюджетным организациям запретили на два года в рамках госзакупок приобретать автомобили, собранные за пределами Казахстана. Теперь к участию в конкурсах и тендерах в качестве поставщика допускаются лишь компании, имеющие сертификат о происхождении товара формы CT-KZ. Этот шаг был принят в целях восстановления отечественного автомобилестроения после кризиса 2014-2015 годов, когда из-за слабого рубля страну буквально наводнили российскими машинами. До введения запрета госструктуры и бюджетные организации приобретали примерно 11 процентов от общего объема продаж новых автомобилей. Большинство из них приходилось на супердорогие иномарки, хотя в Казахстане производится около 60 моделей легкового транспорта.
С момента введения запрета на покупку иномарок для нужд государственных органов прошло уже почти два месяца. Срок, конечно, не такой и большой, но статистика уже показывает рост.
Как сообщает Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ), продажи новых автомобилей в августе 2019 года увеличились по сравнению с показателями прошлого года на 16 процентов. При этом в целом продажи с начала года выросли до 45 530 единиц, что на 20 процентов больше показателей аналогичного периода прошлого года. Конкретно за август казахстанские дилеры продали 5781 единицу легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, а также 607 единиц грузовиков, спецтехники и автобусов.
Важно отметить, что в 2018 году рост всей промышленности Казахстана составлял 4,1 процента, в то же время рост объема производства машиностроения за указанный период достиг 14,1 процента (или 1,1 трлн тенге). При этом по итогам восьми месяцев 2019 года доля автопрома в машиностроении превышает 26 процентов. Объемы производства выросли в полтора раза, темпы роста позволяют рассчитывать на выпуск не менее 40 тысяч автомобилей к концу года.
В то же время в текущем году по прогнозам автомобильный рынок страны вырастет до 78 тысяч единиц легковой и коммерческой техники.
Спрос на автомобили отечественного производства показывают и докризисные цифры: в январе - августе автопроизводители выпустили 28 611 единиц техники (+46,9%) на общую сумму 197 850 млн тенге. Совокупный результат восьми месяцев 2019-го в денежном выражении превышает показатели прошлого года на 68 процентов.
По данным АКАБ, в 2019 году в Казахстане произведено 25 586 легковых автомобилей (+40,5%), 1658 грузовиков (+142,4%), в 3,6 раза больше автобусов - 780, 540 прицепов и полуприцепов (+90,8%) и 47 единиц прочей специализированной техники.
По итогам восьми месяцев наибольший рост демонстрирует “СарыаркаАвтоПром”. Костанайское предприятие удвоило выпуск автомобилей - 13 092 легковых, грузовых автомобиля и автобуса на сумму 100 307 млн тенге. В Усть-Каменогорске на предприятии “Азия Авто” было собрано 13 107 авто (+14%) общей стоимостью 69 185 млн тенге. В Семее СемАЗ произвел 774 грузовика и автобуса, кокшетауский “КамАЗ Инжиниринг” выпустил 494 грузовика, Hyundai Trans Auto - 180 единиц коммерческой техники, на счету Daewoo Bus Kazakhstan - 179 автобусов.
Автомобили локального производства за восемь месяцев подошли к отметке 60 процентов всех продаж, что составляет более 26 тысяч единиц. 90 процентов самых популярных автомобилей в стране - казахстанского производства. По итогам 2019 года дилеры Hyundai продали 8609 автомобилей костанайского производства, что на 86 процентов больше, чем в 2018-м. Продажи Lada выросли на 23 процента, а Kia на третьей строчке с результатом 2151 автомобиль (+40 процентов). Продажи Ravon за неполные три месяца производства на “СарыаркаАвтоПроме” составили 1071 автомобиль. Кроме того, небывалые до недавних пор объемы экспорта в Россию демонстрируют автомобили JAC. Всего с начала года на экспорт ушло 1320 автомобилей.
Следует отметить, что премьер-министр Российской Федерации Дмитрий МЕДВЕДЕВ аналогичный запрет для своих чиновников ввел еще в июле 2014 года. Отсутствие в течение пяти лет такого же запрета в Казахстане в нашем правительстве объясняют тем, что до этого бизнес-сообщество не выходило с такой инициативой.
- Уже несколько лет на территории Таможенного союза, то есть в рамках ЕАЭС, применяется такое понятие, как “изъятие из национального режима”, - сказал вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Аманияз ЕРЖАНОВ, комментируя постановление казахстанского правительства. - Все эти годы наше бизнес-сообщество не обращалось и не пользовалось этими льготами.
А тем временем статистика уже показывает, что запрет пошел на благо отрасли, хоть и введен он с опозданием, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Ергали НУРГАЛИЕВ, Нур-Султан