Генерал-майор Берик БИЛЯЛОВ: Мы открыты для людей
Полиция должна стать ближе к народу - такое поручение дал главе МВД Ерлану ТУРГУМБАЕВУ президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Какие шаги делает руководство полицейского министерства, чтобы воплотить в реальность указание главы государства?
По словам министра внутренних дел, в рамках реформирования полиции начался переход на сервисную модель. В региональных департаментах и районных отделах уже открыто 172 фронт-офиса, до конца года их планируют довести повсеместно до 271. Ерлан Тургумбаев считает, что граждане не должны часами ждать следователя, оперативника или их начальство на контрольно-пропускном посту.
- Руководители МВД и департаментов полиции уже начали принимать граждан раз в неделю, - говорит министр. - Кроме того, для более качественного взаимодействия полиции с населением с апреля стартовала широкомасштабная акция полицейского ведомства “Приемная на дорогах”. На сегодня лучшие результаты такого взаимодействия показывает работа полицейского департамента Акмолинской области.
Как выяснилось, это мнение не только МВД: руководители Агентства по делам госслужбы, недавно побывавшие во фронт-офисе Акмолинского ДП, дали высокую оценку деятельности этого подразделения. Ведь кроме раскрытия преступлений и профилактики правонарушений полицейские еще и оказывают услуги населению.
- Фронт-офис был открыт 12 июня, мы построили его буквально за месяц во многом благодаря финансовой поддержке областного акимата, - рассказывает начальник ДП Берик БИЛЯЛОВ. - Раньше здесь находилась дежурная часть, и граждане, приходя к нам со своими проблемами, испытывали, мягко говоря, неудобства. Им нужно было часами ждать, пока выпишут пропуск, пока спустится сопровождающий, пока найдут исполнителя. Кроме того, едва перешагнув порог дежурки, человек сталкивался с вооруженным постовым: любого посетителя досматривали через специальную рамку, проверяли металлоискателем, забирали на входе телефон и другие носители информации - тогда у нас были такие служебные инструкции…
Сейчас все изменилось. На входе людей встречает приятной внешности девушка в штатском и в зависимости от вопроса тут же провожает посетителя в стеклянные кабинеты, где сидят оперативник, следователь и миграционщик (именно в эти службы чаще всего обращаются граждане). Телефоны, кстати, не забирают - в зону ожидания провели Wi-Fi, установили телевизор и диспенсер. Даже магазин честности открыли и рядом поставили ящик для анонимного анкетирования работы фронт-офиса. Есть отдельный туалет.
- Чуть больше месяца, как мы открылись, но изменения чувствуются с первых же дней, - улыбается руководитель отдела документационного обеспечения ДП Лариса ЛУГОВСКАЯ. - Люди стали чаще приходить, причем с вопросами, не имеющими к полиции никакого отношения. Нам задают вопросы по социалке, ЖКХ, медицине. Иногда приходят, чтобы узнать адрес того или иного госучреждения. Даже если тема не наша, мы связываем людей с представителями госоргана, в чью компетенцию входят эти вопросы. Сама обстановка фронт-офиса больше напоминает гражданский ЦОН, нежели полицейское подразделение. Может, потому, что с людьми работают сотрудники в гражданской одежде.
Жители Кокшетау и приграничных районов говорят: стало намного проще и удобнее. Пришел, скажем, человек получить разрешение на оружие, консультант вызывает “оружейника” департамента, и тот приносит с собой перечень необходимых документов для оформления. Раньше приходилось часами ждать, пока начальник разрешительной системы найдет время принять человека, потом начинающий любитель-охотник буквально вылавливал своего участкового, чтобы тот дал добро. Сейчас действительно все намного упростилось.
- Кроме того, на первом этаже управления полиции Кокшетау открыли кабинеты для опроса граждан и приема от них заявлений, рядом находятся кабинеты следователя и прокурора на тот случай, если человек останется недоволен результатом, может пойти в соседний кабинет и пожаловаться прокурору. Прежде ему нужно было ехать в прокуратуру, писать жалобу, ждать неделями, пока ее рассмотрят. Сейчас все это решается на месте в считаные минуты. Все делается для удобства граждан, - считает генерал-майор Билялов.
Свое новшество начальник полицейского департамента внедрил в работу “Приемных на дорогах”. Если в других регионах прием ведут только полицейские чины, то в Акмолинской области впервые в стране вместе с полицейскими в народ вышли сотрудники акимата, ЖКХ, Горводоканала и даже председатели КСК. Правда, чиновники поначалу восприняли инициативу Билялова в штыки: мол, собственных проблем хватает, зачем еще и дежурить с полицией?
- Анализ показал, что больше половины вопросов, поднятых людьми в “приемных”, вообще не касалось работы полиции, - продолжает Берик Билялов. - Граждане просили решить проблемы с водой, отоплением, строительством домов и другие сугубо гражданские вопросы. Я попросил руководителей служб и управлений акиматов выделить сотрудников, чтобы на месте решать эти вопросы. Честно скажу, было немало противников. Пришлось идти к акиму Акмолинской области Ермеку МАРЖИКПАЕВУ. Он поддержал нашу инициативу, и сегодня проблемы граждан, месяцами не решавшиеся в тиши чиновничьих кабинетов, находят ответ на месте приема граждан.
И еще одна любопытная деталь. Один из участковых пунктов полиции недавно открыли на территории облбольницы. Причем это скорее не пункт, а мини-РОВД: в штате около 10 стражей правопорядка - участковые, оперативник, инспекторы по делам несовершеннолетних, автопатруль и пеший наряд Нацгвардии.
- В районе областной больницы проживают почти 19 тысяч человек, пункт работает с девяти утра до часу ночи. Кабинеты оборудованы мониторами, куда выведены камеры видеонаблюдения. К слову, эту инициативу предложил главврач больницы Нурлан ЖАРОВ, по мнению которого новшество не только позволит обеспечить правопорядок на территории и дорожную безопасность, но и повлияет на качество оказания медицинских услуг населению, - подытожил генерал-майор полиции Билялов.
Тохнияз КУЧУКОВ, фото предоставлены пресс-службой ДП Акмолинской области, Алматы - Кокшетау