Готовь вагоны летом
В канун массовых перевозок зерна нового урожая в “Қазақстан темір жолы” провели большую встречу с аграриями и операторами подвижного состава, чтобы обсудить новые варианты логистики, планы-графики бесперебойных поставок и еще раз сверить часы.
Как сообщил первый заместитель Председателя Правления АО “НК “ҚТЖ” Канат АЛЬМАГАМБЕТОВ, за первое полугодие 2019 года погружено 5,4 млн тонн прошлогоднего зерна, что на 2 процента больше аналогичного периода 2018 года. Большая часть ушла на экспорт - в страны Центральной Азии (50%), Иран, Афганистан, Китай и на европейские направления. Кстати, показатели экспорта тоже увеличились на 5 процентов.
В ҚТЖ прогнозируют, что в этом маркетинговом году планируется перевезти порядка 10 млн тонн зерна и 1,8 млн тонн продуктов перемола. Основная нагрузка придется на ноябрь-декабрь - это 1,1 млн тонн зерна и 350-400 тысяч тонн муки. Национальный транспортно-логистический оператор уже подсчитал, какой парк зерновозов потребуется для вывоза такого прогнозируемого объема с учетом нормативного оборота вагонов по Казахстану - шесть суток, на Узбекистан - 17, Таджикистан - 20, а на Афганистан - 30 суток. Оказалось, в ноябре-декабре необходимо 10 тысяч зерновозов, а для перевозки 400 тысяч тонн муки - 4300 единиц крытых вагонов.
При этом дефицита зерновозов в стране нет. Парк зерновозов составляет 9260 единиц, из них 6254 единицы - в управлении “АстыќТранс”, кроме того, имеется 322 единицы полувагонов, модернизированных для перевозки зерна во внутриреспубликанском сообщении. Кроме этого 2600 единиц принадлежит другим собственникам Казахстана. В динамике за последние три года общий парк зерновозов вырос на 567 единиц, или 7 процентов, при этом почти в два раза, или на 1285 единиц, возрос парк собственников Казахстана.
Кроме того, в период массовой перевозки зерна отечественными грузоотправителями и операторами самостоятельно привлекается парк чужих вагонов в объеме 1500-2000 единиц.
- При наблюдении нехватки подвижного состава нами также будет привлекаться вагонная помощь соседних железнодорожных администраций. При этом отечественный парк крытых вагонов составляет
13 тысяч единиц, из них 8020 - в собственности “Казтеміртранс” (или 62 процента) и 4990 единиц - других собственников Казахстана. Таким образом, мы говорим, что подвижной парк при выполнении всего нормативного оборота по курсированию всех вагонов должен обеспечить всю перевозку зерна и продуктов перемола, - заявил исполнительный директор АО “КТЖ-Грузовые перевозки” Нуржан КЕЛЬБУГАНОВ.
Теперь все зависит от самих зернотрейдеров, которые должны более тщательно планировать железнодорожные перевозки грузов. Например, в прошлом году, как и во все предыдущие, 90 процентов всех перевозок осуществлялось дополнительным планом. При этом происходит неравномерность. В первую декаду нагружают ежесуточно до 100-200 вагонов, а во второй-третьей декадах эта погрузка увеличивается до 1000-1200 вагонов в сутки. То есть в первую декаду зерновозы простаивают в напрасном ожидании контрактов и оплаты, а во второй нагрузка увеличивается кратно.
- Вывезти новый урожай имеющимся парком зерновозов, крытых вагонов возможно при четком соблюдении норм оборота подвижного состава, - добавил Нуржан Кельбуганов.
В самом центральном аппарате ҚТЖ к предстоящим перевозкам относятся почти как к военной операции - здесь проработали тактические и стратегические вопросы. Во-первых, для организации бесперебойного вывоза зерна на экспорт и взаимодействия всех участников перевозочного процесса создан штаб, который возглавил первый заместитель Председателя Правления АО “НК “ҚТЖ” Канат Альмагамбетов. Параллельно будет работать оперативный штаб по мониторингу и регулированию рынка зерна под управлением управляющего директора. На всех отделениях дороги организована круглосуточная работа зерновых оперативных групп, дополнительно будут выделены маневровые тепловозы до восьми единиц для своевременной подачи вагонов. В этом году упрощена процедура перевозок грузов в контейнерах на станциях, не открытых для данной операции. То есть с согласия перевозчика будет выдаваться разрешение на погрузку-выгрузку контейнеров с подъездных путей.
Кроме того, в результате договоренности с Узбекской железной дорогой пропускная способность грузовых поездов увеличена с 23 поездов до 28.
- Мы проводим большую работу для того, чтобы обеспечить бесперебойную доставку сельхозпродукции, развивать для клиентов новые сервисы и услуги. Нацкомпания ҚТЖ установила понижающие коэффициенты на перевозку зерна и продуктов перемола в контейнерах. С 1 сентября ҚТЖ также будет формировать зерновые маршруты на Таджикистан, Узбекистан и другие направления. Это позволит ускорить срок доставки груза и в два раза сократить оборот вагонов, - сообщил первый зампред Канат Альмагамбетов.
При этом срок доставки маршрутов зерна в Южно-Казахстанскую область будет составлять порядка двух с половиной дней со скоростью 800 км в сутки. Срок доставки муки будет в районе пяти-шести дней со скоростью 800 км в сутки по Казахстану и 420 км в сутки в Узбекистан.
ҚТЖ также закрепила парк зерновозов по областям: на Северо-Казахстанскую область выделено 1200 зерновозов, на Костанайскую - 1350 единиц, а на Акмолинскую - 1600 единиц. Это тот подвижной состав, который будет находиться в этих регионах весь период отгрузки зерна.
Кроме того, бесперебойным поставкам благоволят и соседи, которые объявили скидки на перевозку зерна. Так, узбекская сторона по направлению Туркменистан снизила расценки на 50 процентов, по направлению Афганистан - на 20 процентов. Туркменистан объявил скидки по направлению Афганистан на 30 процентов вместо 20, а Таджикистан по направлению Афганистан спустил тарифы на 20-30 процентов.
И наконец, в целях обеспечения эффективного планирования работы подвижного состава и снижения времени простоя порожних вагонов зерновозов реализована интеграция информационной системы ҚТЖ с информационной системой зерновых расписок по обмену данными о транспортировке зерна и заявках владельцев зерновых расписок на подачу вагонов-зерновозов.
Для удобства грузоотправителей открыт call-центр, где можно получить справочную информацию, касающуюся услуг по транспортировке грузов.
- Компания ҚТЖ, наши дочерние организации, аффилированные структуры и в том числе крупнейший оператор грузовых вагонов-зерновозов “Астық Транс” готовы к перевозкам зерна. И с каждым годом они улучшают свой сервис, и мы это опять увидели, - подвел итоги на совещании Альмагамбетов.
Подобные встречи, где любой желающий мог задать вопрос, внести предложение и даже конструктивную критику, ҚТЖ организовала и в регионах. Большая группа из нацкомпании уже выезжала в Акмолинскую, Костанайскую, Северо-Казахстанскую и Туркестанскую области.
Тогжан ГАНИ, фото предоставлено пресс-службой АО “НК “ҚТЖ”, Нур-Султан

Тогжан ГАНИ