1406

Готовь вагоны летом

В канун массовых перевозок зерна нового урожая в “Қазақстан темір жолы” провели большую встречу с аграриями и операторами подвижного состава, чтобы обсудить новые варианты логистики, планы-графики бесперебойных поставок и еще раз сверить часы.

Готовь вагоны летом

Как сообщил первый заместитель Председателя Правления АО “НК “ҚТЖ” Канат АЛЬМАГАМБЕТОВ, за первое полугодие 2019 года погружено 5,4 млн тонн прошлогоднего зерна, что на 2 процента больше аналогичного периода 2018 года. Большая часть ушла на экспорт - в страны Центральной Азии (50%), Иран, Афганистан, Китай и на европейские направления. Кстати, показатели экспорта тоже увеличились на 5 процентов.

В ҚТЖ прогнозируют, что в этом маркетинговом году планируется перевезти порядка 10 млн тонн зерна и 1,8 млн тонн продуктов перемола. Основная нагрузка придется на ноябрь-декабрь - это 1,1 млн тонн зерна и 350-400 тысяч тонн муки. Национальный транспортно-логистический оператор уже подсчитал, какой парк зерновозов потребуется для вывоза такого прогнозируемого объема с учетом нормативного оборота вагонов по Казахстану - шесть суток, на Узбекистан - 17, Таджикистан - 20, а на Афганистан - 30 суток. Оказалось, в ноябре-декабре необходимо 10 тысяч зерновозов, а для перевозки 400 тысяч тонн муки - 4300 единиц крытых вагонов.

При этом дефицита зерновозов в стране нет. Парк зерновозов составляет 9260 единиц, из них 6254 единицы - в управлении “АстыќТранс”, кроме того, имеется 322 единицы полувагонов, модернизированных для перевозки зерна во внутриреспубликанском сообщении. Кроме этого 2600 единиц принадлежит другим собственникам Казахстана. В динамике за последние три года общий парк зерновозов вырос на 567 единиц, или 7 процентов, при этом почти в два раза, или на 1285 единиц, возрос парк собственников Казахстана.

Кроме того, в период массовой перевозки зерна отечественными грузоотправителями и операторами самостоятельно привлекается парк чужих вагонов в объеме 1500-2000 единиц.

- При наблюдении нехватки подвижного состава нами также будет привлекаться вагонная помощь соседних железнодорожных администраций. При этом отечественный парк крытых вагонов составляет

13 тысяч единиц, из них 8020 - в собственности “Казтеміртранс” (или 62 процента) и 4990 единиц - других собственников Казахстана. Таким образом, мы говорим, что подвижной парк при выполнении всего нормативного оборота по курсированию всех вагонов должен обеспечить всю перевозку зерна и продуктов перемола, - заявил исполнительный директор АО “КТЖ-Грузовые перевозки” Нуржан КЕЛЬБУГАНОВ.

Теперь все зависит от самих зернотрейдеров, которые должны более тщательно планировать железнодорожные перевозки грузов. Например, в прошлом году, как и во все предыдущие, 90 процентов всех перевозок осуществлялось дополнительным планом. При этом происходит неравномерность. В первую декаду нагружают ежесуточно до 100-200 вагонов, а во второй-третьей декадах эта погрузка увеличивается до 1000-1200 вагонов в сутки. То есть в первую декаду зерновозы простаивают в напрасном ожидании контрактов и оплаты, а во второй нагрузка увеличивается кратно.

- Вывезти новый урожай имеющимся парком зерновозов, крытых вагонов возможно при четком соблюдении норм оборота подвижного состава, - добавил Нуржан Кельбуганов.

В самом центральном аппарате ҚТЖ к предстоящим перевозкам относятся почти как к военной операции - здесь проработали тактические и стратегические вопросы. Во-первых, для организации бесперебойного вывоза зерна на экспорт и взаимодействия всех участников перевозочного процесса создан штаб, который возглавил первый заместитель Председателя Правления АО “НК “ҚТЖ” Канат Альмагамбетов. Параллельно будет работать оперативный штаб по мониторингу и регулированию рынка зерна под управлением управляющего директора. На всех отделениях дороги организована круглосуточная работа зерновых оперативных групп, дополнительно будут выделены маневровые тепловозы до восьми единиц для своевременной подачи вагонов. В этом году упрощена процедура перевозок грузов в контейнерах на станциях, не открытых для данной операции. То есть с согласия перевозчика будет выдаваться разрешение на погрузку-выгрузку контейнеров с подъездных путей.

Кроме того, в результате договоренности с Узбекской железной дорогой пропускная способность грузовых поездов увеличена с 23 поездов до 28.

- Мы проводим большую работу для того, чтобы обеспечить бесперебойную доставку сельхозпродукции, развивать для клиентов новые сервисы и услуги. Нацкомпания ҚТЖ установила понижающие коэффициенты на перевозку зерна и продуктов перемола в контейнерах. С 1 сентября ҚТЖ также будет формировать зерновые маршруты на Таджикистан, Узбекистан и другие направления. Это позволит ускорить срок доставки груза и в два раза сократить оборот вагонов, - сообщил первый зампред Канат Альмагамбетов.

При этом срок доставки маршрутов зерна в Южно-Казахстанскую область будет составлять порядка двух с половиной дней со скоростью 800 км в сутки. Срок доставки муки будет в районе пяти-шести дней со скоростью 800 км в сутки по Казахстану и 420 км в сутки в Узбекистан.

ҚТЖ также закрепила парк зерновозов по областям: на Северо-Казахстанскую область выделено 1200 зерновозов, на Костанайскую - 1350 единиц, а на Акмолинскую - 1600 единиц. Это тот подвижной состав, который будет находиться в этих регионах весь период отгрузки зерна.

Кроме того, бесперебойным поставкам благоволят и соседи, которые объявили скидки на перевозку зерна. Так, узбекская сторона по направлению Туркменистан снизила расценки на 50 процентов, по направлению Афганистан - на 20 процентов. Туркменистан объявил скидки по направлению Афганистан на 30 процентов вместо 20, а Таджикистан по направлению Афганистан спустил тарифы на 20-30 процентов.

И наконец, в целях обеспечения эффективного планирования работы подвижного состава и снижения времени простоя порожних вагонов зерновозов реализована интеграция информационной системы ҚТЖ с информационной системой зерновых расписок по обмену данными о транспортировке зерна и заявках владельцев зерновых расписок на подачу вагонов-зерновозов.

Для удобства грузоотправителей открыт call-центр, где можно получить справочную информацию, касающуюся услуг по транспортировке грузов.

- Компания ҚТЖ, наши дочерние организации, аффилированные структуры и в том числе крупнейший оператор грузовых вагонов-зерновозов “Астық Транс” готовы к перевозкам зерна. И с каждым годом они улучшают свой сервис, и мы это опять увидели, - подвел итоги на совещании Альмагамбетов.

Подобные встречи, где любой желающий мог задать вопрос, внести предложение и даже конструктивную критику, ҚТЖ организовала и в регионах. Большая группа из нацкомпании уже выезжала в Акмолинскую, Костанайскую, Северо-Казахстанскую и Туркестанскую области.

Тогжан ГАНИ, фото предоставлено пресс-службой АО “НК “ҚТЖ”, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть