2023

С надеждой на зону

Специальные экономические и индустриальные зоны помогут развитию страны. Что нужно для этого?

С надеждой на зону

Надо отдать правительству должное: от заседания к заседанию в разных аспектах оно проводит одну и ту же тему индустриального развития с упором на поиск инвестиций для этого. На этот раз на заседании 21 мая вопрос был рассмотрен в разрезе СЭЗ и ИЗ - специальных экономических и индустриальных зон.

Дело, безусловно, хорошее. При всей нашей любви к “невидимой руке рынка” наде­яться, что в вольной предпринимательской среде начнет, как трава в степи, сама по себе подниматься индустрия производства нужных населению и промышленности Казахстана “простых вещей”, не приходится. Чтобы бизнес возникал и развивался, ему требуется хорошо подготовленное поле, да и надежная крыша над головой не помешает.

Специальная экономическая зона - это часть территории Республики Казахстан с точно обозначенными границами, на которой действует специальный правовой режим для осуществления приоритетных видов деятельности, - так определено в законе, свежая версия которого, кстати, принята совсем недавно, в начале апреля.

А индустриальная зона - это территория, обеспеченная инженерно-коммуникационной инфраструктурой, предоставляемая субъектам частного предпринимательства для размещения и эксплуатации объектов промышленности, агропромышленного комплекса, туристской индустрии, транспортной логистики, управления отходами.

Короче, СЭЗ - это как бы защищенная от ветров, заморозков и засух теплица, в которой поддерживается благоприятный налоговый и прочий микроклимат. А ИЗ - это заранее подготовленное поле, на котором осталось только сеять и собирать урожай.

Надо сказать, что идея выгораживания специальных экономических зон для создания точек ускоренного роста возникла почти одновременно с отказом от плановой экономики и переходом к рынку - первый закон о СЭЗ принимали еще мы, депутаты Верховного совета 12-го созыва. Таких зон создавалось много, толку было мало - пошла кампания отказа от них, потом появилась идея кластерного развития. Итого различных попыток, приливов и отливов было много. И вот теперь мы имеем в Казахстане 12 СЭЗ и 23 индустриальные зоны, причем процесс (как и много чего еще у нас) тоже находится в транзите. Из двенадцати специальных экономических зон только три имеют инфраструктурную готовность (“Парк инвестиционных технологий” под Алматы, “Оњтџстік” и “Хоргос - Восточные ворота”), а из двадцати трех индустриальных зон тоже не все имеют завершенную инфраструктуру. Плюс шесть зон строятся и еще девять проектируются.

Что же касается отдачи - цифры на заседании прозвучали оптимистичные. Бюд­жетные затраты на инфраструктуру всех СЭЗ составили 314 млрд тенге, при этом объем привлеченных инвестиций оказался около 910 млрд. То есть один бюджетный тенге позволил привлечь 2,8 тенге частных инвестиций. При этом в бюджет в виде налогов возвращено почти 150 млрд тенге.

А коль скоро все на подъеме и в транзите, в самый раз понять, к чему стремиться. Что и собирается, похоже, сделать премьер Аскар МАМИН, поручивший членам своего кабинета систематизировать развитие СЭЗ и ИЗ.

В самом деле, при всей одинаковости названий и законодательных норм фактическое и, я бы сказал, стратегическое наполнение СЭЗ и ИЗ принципиально разное. К примеру, “сухой порт” в Хоргосе и порт Курык на Каспии - это транзитные входные-выходные порталы трансконтинентального Шелкового пути, проект даже не экономический, а геополитический, для нас очень небесполезный. Хорошо, что мы оказались в его серединке, но все же это далеко не наш проект.

Или возьмем долгожданный неф­техимический кластер в Атырау: замечательно, что появится наконец производство собственного этилена и полипропилена. Но пока все выглядит так, что создаваемое китайцами и на китайские деньги извлечение из местной нефти ценного химического сырья нацелено на вывоз его в Китай, где оно и будет превращаться в товары высокой стоимости. А присутствие наших переработчиков в этой индустриальной зоне носит лишь вспомогательный характер.

А если это не так, то хорошо бы услышать правильную версию от правительства.

И еще хорошо бы кабмину внятно рассказать, чем в конечном счете будут наполнены ориентированные не на сырьевой и не на внешний интерес индустриальные зоны и как именно они изменят наш рынок. Тем более что мы с вами живем в завершающем году второй пятилетки ФИИР (форсированного индустриально-инновационного развития), а потому пора бы получить от правительства пусть и предварительный, но принципиальный отчет о десятилетних свершениях. С тем чтобы оно же, правительство, успело на такой базе составить, обсудить и утвердить план третьей пятилетки.

Пока же правительство добралось только до проекта концепции госпрограммы индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы, в которой тема предыдущих достижений скромно опущена. Зато сформулированы три ключевых вызова.

Первый - недостаточный приток инвестиций в основной капитал. По темпам роста инвестиций к валовой добавленной стоимости мы имеем только 17 процентов, тогда как в России - 20 процентов, в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития - фактически та самая “тридцатка”, в которую мы собираемся попасть) - 26 процентов.

Второй - не сформирована критическая масса предприятий. Их количество в обрабатывающей промышленности выросло в 1,3 раза, но по отношению к экономически активному населению Казахстан отстает от России в 2,2 раза и от стран ОЭСР почти в 6 раз.

Третий - низкая сложность выпускаемой продукции. По индексу экономической сложности, который ведется Гарвардским университетом, Казахстан занимает 84-е место, Россия - 48-е, а например, Беларусь - 31-е.

Ну что ж, эти обозначенные самим же правительством вызовы сами за себя и говорят: из экспортно-сырьевой модели надо выскакивать срочно и всеми силами. А такая задача тем более требует усиления государственного присутствия в экономике. Поклонники свободного рынка могут, конечно, возмущаться, но такой рынок уже сделал все, что мог: та самая недостаточность инвестиций, отсутствие критической массы индустриализации и в целом низкая сложность выпускаемой в нашей стране продукции - это целиком его заслуга.

По сути, речь идет о прокладывании государственного курса трансформации экономики, идущего фактически против сносящего нас в сырьевую зависимость рыночного течения. И здесь СЭЗ и ИЗ - очень хорошие инструменты, позволяющие концентрировать ресурсы на ограниченных и подготовленных территориях с наибольшим эффектом. Но только надо хорошо понимать, что просто создать за государственный счет инфраструктуру и обеспечить льготы недостаточно. Требуются, как минимум, еще две принципиальные вещи.

Во-первых, разработать то, что некогда называлось межотраслевыми балансами: подсчитать стратегически, сколько и каких предприятий и рабочих мест требуется Казахстану.

Во-вторых, создать национальную кредитно-инвестиционную базу. Потому что надеяться на иностранную - значит оставаться в нынешнем придаточном положении.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть