Климат-контроль: как поезда готовят к лету
На казахстанской железной дороге началась подготовка к летним пассажирским перевозкам. По прогнозам специалистов, пассажиропоток в сезон отпусков и каникул вырастет до 7 млн путешественников - это больше, чем в любое другое время года. Национальный перевозчик “Пассажирские перевозки” обещает сделать массовые поездки на отдых максимально комфортными.
В связи со сменой сезона АО “Пассажирские перевозки” затеяло генеральную уборку - так простым языком можно назвать весеннее техническое обслуживание 2229 вагонов. Специальная комиссия проверяет исправность систем климат-контроля - в кондиционерах меняют соленоиды и терморегулирующие вентили, заправляют хладагентом, а в вентиляции обновляют фильтры. Все системы очищают от грязи и пыли сжатым воздухом. Между тем зимнее отопление консервируется.
Надо отметить, что кондиционеры предусмотрены не везде, а лишь во всех 670 вагонах “Тулпар-Тальго”, в 917 вагонах стандартного типа и в 51 электродизельном поезде.
В оставшихся вагонах, которые были приобретены в 1970-1980 годах, нет такой полезной опции по заводской конструкции. Отдельная установка кондиционеров в поездах является очень затратной и требует разрешения завода-изготовителя и госорганов, так как это может отразиться на безопасности перевозок. Поэтому в летнее время АО “Пассажирские перевозки” разрешает открывать в поездах старой модели окна и форточки. Считается, что естественная вентиляция помогает снизить температуру воздуха в вагонах в среднем на 8 градусов.
Однако для этого работники сейчас удаляют резиновые уплотнители и термоизолирующую пену с окон, которые были герметично заблокированы на зиму. Также в окнах смазывают шарнирные соединения для дальнейшего свободного открытия. Параллельно проверяют раздвижные двери: смазывают замки, ролики и фиксаторы.
Как сообщили вчера на пресс-конференции в КТЖ, поезда без кондиционеров будут заменены на современные по плану в течение 10 лет вместе с остальными 600 вагонами, которые выйдут из строя по сроку службы.
Также в рамках весеннего техобслуживания особое внимание уделяется туалетному хозяйству вагонов: при необходимости проводится замена унитазов, спускных механизмов, умывальных чаш, покрытия полов, смесителей. Кроме того, проверяют системы водоснабжения и краны.
Внешне вагоны также приводят в эстетичный вид: у 95 процентов подвижного состава уже вымыты кузова, очищены от пыли и копоти ходовые части, покрашены тамбуры, титаны, трубы систем отопления. Плановая подготовка к летним перевозкам будет длиться до 31 мая.
- Весь комфорт летних перевозок будет поддерживаться АО “Вагон-сервис”. Для этого у нас в 3 филиалах - Алматинском, Актюбинском и Акмолинском и еще на 10 участках созданы оперативные мобильные группы из числа электриков, специалистов по системам кондиционирования воздуха и других, которые будут оперативно реагировать на возможные неисправности в пути следования, - сообщил вчера на брифинге в столице заместитель генерального директора по эксплуатации АО “Вагон-сервис” Данияр НУРЕКЕШОВ.
Все поезда также готовы к атакам сезонных вспышек инфекций. Для этого каждый раз при подготовке вагонов в очередной рейс производится дезинфекция при помощи распылителя. Кроме того, раз в месяц в поездах происходит капитальная дезинсекция и дератизация - борьба с насекомыми и грызунами.
- Перед каждым рейсом все поезда проходят процедуру дезинфекции. Химическими препаратами специально обученные люди проводят генеральную чистку каждого вагона, все купе, уборные комнаты, коридоры. Дезинфицируются все спальные полки, дверные ручки, оконные рамы, багажные отсеки и т.д. Раз в месяц по санитарным нормам мы проводим процедуры дезинсекции и дератизации - это уничтожение различных насекомых и грызунов. Здоровье пассажиров в пути - наш главный приоритет, - комментирует директор департамента по сервису и работе с клиентами АО “Пассажирские перевозки” Алибек СУЛТАНОВ.
Между тем национальный перевозчик призывает направлять жалобы и замечания на работу сотрудников поездов на единый круглосуточный контакт-центр по номеру 1433 или писать на блог гендиректора АО “Пассажирские перевозки”, где есть возможность прикрепления фото- и видеодоказательств. В обращении следует указать дату поездки, номер поезда, вагона и места, а также контакты для обратной связи. Ни одно из писем не останется без внимания. Сотрудники поездов, не исполнившие свои обязанности в полном объеме, будут караться дисциплинарным взысканием, строгим выговором, лишением доплат.
Ожидается, что в течение летнего периода АО “Пассажирские перевозки” обслужит не менее 6 млн казахстанских пассажиров. В эту горячую пору будет задействован весь вагонный парк без исключения.
Кстати, напоследок на брифинге обмолвились еще об одной приятной новости. Во второй половине этого года будут заменены постельные принадлежности и мягкосъемный инвентарь пассажирских вагонов. Это будут совершенно нового образца подушки, матрацы, ковровые дорожки, занавески, которые должны соответствовать уровню хорошего трехзвездочного отеля.
Тогжан ГАНИ, фото предоставлено пресс-службой АО “НК “КТЖ”, Нур-Султан

Тогжан ГАНИ