1139

Здесь не место для прогулок

С начала 2019 года машинисты поездов, курсирующих по Казахстану, были вынуждены применять экстренное торможение свыше 600 раз. Это почти на треть больше, чем в прошлом году.

Здесь не место для прогулок

Проблема настолько злободневна, что 16 апреля этого года в АО “НК “КТЖ” состоялось расширенное совещание по вопросам соблюдения мер безопасности на железной дороге. В нем приняли участие не только железнодорожники, для которых люди и беспризорный скот, гуляющий по рельсам, - настоящая головная боль, но и представители государственных и правоохранительных органов, способные повлиять на ситуацию. Да, об этой проблеме говорят давно, есть даже специальная “Дорожная карта” по снижению количества случаев наездов на людей и скот, ДТП, хищений и сходов подвижного состава на подъездных путях на 2018-2019 годы. Железнодорожники вместе с сотрудниками департамента полиции на транспорте РК и АО “Военизированная железнодорожная охрана” провели более 80 рейдов, во время которых общались с гражданами, живущими или работающими возле железнодорожных путей, пассажирами поездов и провожающими.

В общей сложности в эти рейды было вовлечено более 20 тысяч человек. Им еще раз напоминали о, казалось бы, простых и понятных вещах: железнодорожные пути - это зона повышенной опасности, переходить их нужно только в разрешенных местах, ни в коем случае не перебегать через рельсы и уж тем более не пролезать под стоящими на станции или перегоне вагонами. Кроме этого специалисты провели более 700 встреч со школьниками и студентами, сотрудниками предприятий в различных регионах, которым не только рассказывали, но и показывали видеоролики, посвященные правилам поведения на железнодорожных путях.

Но, увы, эти меры не всегда приносят желаемый результат. Как было сказано выше, за три месяца, чтобы предотвратить наезды на людей, скот и машины, локомотивные бригады были вынуждены 611 раз применять экстренное торможение. В 2018 году за этот же период таких случаев было 424, то есть их количество увеличилось на 187. Особенно настораживает то, что бывали ситуации, когда в зоне повышенной опас­ности находились дети.

В этом году было зафиксировано десять случаев наезда на людей. Происходили они именно из-за того, что граждане пренебрегали правилами техники безопасности, о которых все время говорят эксперты. Как правило, происходят такие случаи по двум причинам: пересечение ж/д путей в неустановленном месте и нахождение людей на объектах железнодорожного транспорта в состоянии алкогольного опьянения.

В подтверждение своих слов приведу несколько примеров. Железнодорожный перегон Обгонный пункт № 42 - Сороковая в Акмолинской области. Это охраняемый переезд, оборудованный устройством заграждения поезда. Машинист пассажирского поезда, который следовал по этому перегону, увидел, что на переезде, примерно в 400 метрах от движущегося локомотива, стоит машина марки Toyota Land Cruiser. Поезд в это время шел со скоростью 107 км/ч, машинист был вынужден применить экстренное торможение, но, к сожалению, наезд предотвратить не удалось, и поезд столкнулся с машиной. В результате был поврежден не только локомотив, но и объекты инфраструктуры. В итоге было остановлено шесть пассажирских поездов, общее время задержки которых составило 8 часов 54 минуты. При этом состояние всех технических средств и звуковая переездная сигнализация были исправны, видимость переездных светофоров соответствовала требованиям правил техники эксплуатации, на железнодорожном переезде с обеих сторон были установлены знаки “стоп”.

Второй случай произошел совсем недавно, 7 апреля, на перегоне Серебрянка - Огневка в Восточно-Казахстанской области. Машинист пригородного поезда сообщением Зыряновск - Оскемен-1, следовавший по перегону, увидел, что на неохраняемый регулируемый проезд выехал автомобиль “лада-приора”, и был вынужден применить экстренное торможение. Опять же, несмотря на то что состояние всех технических средств и звуковой сигнализации было исправно, наезд предотвратить не удалось. Локомотив столкнулся с автомобилем и протащил его вперед на 80 метров. Водитель находился в машине один. Как оказалось, он был нетрезв и, к счастью, остался в живых. И в том и в другом случае именно водители нарушили правила проезда через железнодорожные переезды. Они не остановились у знака “стоп”, проигнорировали требования дорожного знака и запрещающих сигналов переездных светофоров, не убедились в том, что железнодорожный путь свободен, и без остановки выехали на проезжую часть переезда.

Еще одна серьезная проблема - наезды поездов на домашний скот, который пасется без надзора и выходит на пути. За три месяца этого года было зафиксировано 56 таких случаев. Из-за этого нарушается нормальная работа железнодорожного транспорта, происходят сбои в графике движения пассажирских и грузовых поездов, КТЖ несет убытки, ведь локомотивы после таких случаев приходится ремонтировать. И все это несмотря на то, что жителям прилегающих к железнодорожным путям поселков регулярно объясняют, что нельзя пасти скот вблизи ж/д полотна. Но таких фактов, увы, меньше не становится.

Что с этим делать, если профилактическая работа, увещевания и уговоры не дают желаемого результата? Участники совещания предложили ужесточить административную и уголовную ответственность за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах, выпас скота в полосе отчуждения железных дорог и случаи нарушения правил безопасности, из-за которых происходят ДТП на железной дороге. Кроме того, специалисты намерены обратиться в Министерство образования и науки с просьбой включить в программу предмета “Основы безопасности жизнедеятельности” темы по безо­пасному нахождению детей на территории объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Может, после этого люди станут сознательными и поймут наконец, что железнодорожные пути и переезды не место для прогулок.

Ольга СТЕПАНОВА, фото предоставлены АО “НК “КТЖ”, Алматы

Поделиться
Класснуть