4820

Запрос на засыпку

     Из массы депутатских запросов вытекает вопрос к самим депутатам: зачем они?

     Фракция партии “Ак жол” в мажилисе огласила очередной, опять важный, смелый и своевременный, запрос премьер-министру. На этот раз насчет монополизации рынка государственных закупок крупными поставщиками и вытеснения малого и среднего бизнеса. А именно: в утвержденные Министерством финансов правила внесено положение, что при равенстве всего прочего приоритет отдается организациям, имеющим больший показатель по сумме уплаченных налогов за четыре предыдущих года.

Но ведь и самому далекому от экономики чиновнику, говорится в запросе, должно быть понятно, что тем самым приоритет получают исключительно крупные компании. “А малые и средние предприятия практически лишаются каких-либо шансов на конкуренцию с крупным бизнесом. И вместо того чтобы защитить малый и средний бизнес от недобросовестной конкуренции и монополизации рынка, чиновники из Минфина узаконили и заведомо оправдали это неравенство” - конец цитаты.
Все правильно, против такой постановки вопроса возражений взять неоткуда. Разве что из следующего депутатского запроса от другой, например парламентской, фракции с такими примерно вопросами: что за дела?! почему крупные заслуженные производители выдавливаются с рынка ради подозрительно мельтешащей вокруг государственных денег ненадежной мелюзги?
В самом деле, госзакупки - это главный на данный момент механизм финансирования всего бизнеса в нашей стране, кроме сырьевого экспорта. По объему - это триллионы тенге ежегодно, заведомо больше, чем все банковские кредиты промышленности, транспорту и строительству, к тому же без удушающего процента. Деньги фактически бесплатные: поделили откаты по справедливости и к взаимной пользе, остальное - в дело.
К тому же номенклатура госзакупок год от года почти не меняется, под нее возникли солидная бизнес-индустрия, производственные мощности, кадры, наработанные связи. Не то что новички-временщики, с которых ни спроса, ни качества. Короче, может быть сказано в таком альтернативном запросе, лукавые игры с искусственными конкурсами лучше вообще прекратить, а в составляемые по закону “О государственных закупках” ежегодные планы внести еще одну, отсутствующую графу - перечень закрепленных поставщиков.
Но мы бы не советовали премьеру торопиться и с таким креном. Ведь партий в мажилисе у нас целых три, поэтому вполне может появиться и такое депутатское обращение: “Ребята, давайте жить дружно!” Давайте закрепим за госзакупками давно проверенных и надежных поставщиков и давайте выделим квоты для талапкеров - пусть упражняются и доказывают.
А будь у нас в парламенте и четвертая фракция, могла бы организовать заключительный депутатский запрос уже к самим депутатам: а зачем нам премьер-министр?
Действительно, при чем тут какой-то Минфин и даже целый глава правительства, если госзакупки регламентируются принятым самими депутатами законом? Конечно, разрабатывали законопроект не они, а тот же Минфин - но ведь перед голосованием могли же прочитать, что там написано, и проголосовали же!
Для интереса: откройте закон “О государственных закупках” - он весь составлен в виде подробнейшей инструкции, а вот такую концептуальную мелочь, как целеполагание - на поддержку малого, среднего или крупного предпринимательства - его направлять как-то не учли, оставили на уровне минфиновского приказа.
Между тем, я вам скажу, единственно правильного ответа на вопрос, каких производителей поддерживать деньгами налогоплательщиков, нет. Потому что из самой экономики этот ответ не выводится. Экономика - это лишь инструмент, набор определенных закономерностей и зависимостей, дающих на выходе самые различные, вплоть до противоположных, результаты в зависимости от вне­экономического целеполагания.
К примеру, наше правительство состоит при обслуживании такого целеполагания: максимально удешевляемая добыча сырья на экспорт при максимальном вывозе прибыли иностранными инвесторами и кредиторами. А для этого малый-средний бизнес элементарно не нужен, скорее, мешает. Тогда как глава государства в программе модернизации провозгласил совсем другие задачи, включая развитие внутреннего производства и создание Общества Всеобщего Труда, для которого требуется удвоить по крайней мере легальную занятость и обеспечить казахстанским семьям по 500 тысяч тенге дохода в месяц.
Как правительство решает поставленные президентом задачи? Судя по инструментам и результатам, никак.
А на чьей стороне в этом неравном противостоянии депутаты?
Вопрос, знаете ли, на засыпку. Сколько-нибудь конкретная партийная программа есть только у того же “Ак жола”. Аккуратная такая программа, в ней каждой твари - по паре, но, судя по данному запросу, это партия поддержки малого капитала против крупного. У коммунистов это называлось мелкобуржуазным уклоном вроде бухаринцев в ВКП(б), оказавшихся врагами народа.
А вот с самими народными коммунистами казахстанской современности совсем запутаешься. Как вам, например, такие трескучие выводы их официальной программы: “Республика Казахстан не преодолела экономического, социального и политического отставания во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Исполнительная власть не находит эффективных путей выхода из создавшегося положения. Система авторитарной власти и правящая элита в условиях глобализации не способны без активной оппозиции решить важнейшие жизненные проблемы общества, вывести республику из кризиса и обеспечить народу достойную жизнь. Остановить превращение страны в сырьевой придаток империалистических государств и обнищание народа возможно, лишь следуя по пути социалистической ориентации общества, тесной интеграции экономики с социалистическими странами” - конец цитирования.
Я бы, пожалуй, и сам подписался под этим, если бы не заключительное целеполагание насчет социалистических стран. Ныне на всем земном шаре таковыми считают себя Куба, Северная Корея, Венесуэла, и туда же держит курс Китай. С кем именно будем тесно интегрировать казахстанскую экономику?
Благо ни компетентные органы, ни, похоже, сами народные коммунисты не интересуются, что у них в программе понаписано - иначе бы давно быть большому скандалу. Пока же народные избранники от КНПК мощно атакуют по всему фронту, последний запрос был посвящен, например, наведению порядка при пропусках на футбольные матчи. Диалектически это тоже связано с борьбой против превращения Казахстана в сырьевой придаток империалистических государств, но коротко здесь не обосновать, а длинно редактор не пропустит.
Уверен, здесь читатель с придыханием ждет шпильки в адрес программы еще одной парламентской партии - так не дождетесь! Увильнем без труда, потому что программу эта партия еще только будет принимать - на съезде 27 января. Сейчас же у нее есть доктрина, из которой не вычитаешь, малый бизнес против большого или большой против малого поддерживать. Зато в ней сказано, что эта партия является доминирующей политической силой, консолидирующей общество и обеспечивающей реализацию государственного курса. И это пронзительно напоминает что-то такое былое и родное…

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть