3061

И на песках растут объекты

     На днях сотрудники посольств Белоруссии, Армении, Литвы, Македонии, Греции, Бразилии, Швейцарии, Султаната Оман, Ливии, Индонезии, Африки, Индии, Канады и еще очень многих стран (около 40) посетили станцию Алтынколь, СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота”, МЦПС “Хоргос” и сухой порт.

Чрезвычайных и полномочных послов сопровождали министр иностранных дел Кайрат АБДРАХМАНОВ и аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ, а в качестве принимающей стороны выступал председатель правления АО “НК “Қазақстан темір жолы” Канат АЛПЫСБАЕВ.
Подробно ознакомившись с деятельностью железнодорожного перехода, объемами грузоперевозок, потенциалом и перспективами станции Алтынколь, члены делегации посетили территорию специальной экономической зоны “Хоргос - Восточные ворота”, где возводятся новые объекты: складские помещения KIF Walehouses, индустриальный парк Hubei Kelison c заводом по производству товарного бетона, а также зерновой терминал “Заря LTD”, элеватор и комбикормовый завод ТОО “Феникс Фид Миллс”.

- Здесь и сейчас вы можете увидеть новую точку экономического роста на территории нашей области. Еще лет 5-7 назад на этом самом месте кроме пустынных барханов ничего не было. Но благодаря политике главы государства успешно реализован такой масштабный прорывной проект. Большую работу в этом направлении провела национальная компания “Қазақстан темір жолы” во главе с бывшим руководителем, а ныне первым вице-премьером правительства Аскаром МАМИНЫМ и нынешним президентом компании Канатом Алпысбаевым. В итоге достигнуты колоссальные результаты. В первую очередь это новые производства и новые постоянные рабочие места. И дальнейшие перспективы огромны, - сообщил официальной делегации аким Алматинской области Амандык Баталов на первом объекте - станции Алтынколь.
Сухой порт является ключевым звеном специальной экономической зоны и обеспечивает ее связь со станцией Алтынколь. В качестве логистического хаба он проводит различные грузовые операции.
На сегодняшний день, по словам Алпысбаева, в сотрудничестве с 17 китайскими провинциями, Вьетнамом и Южной Кореей через сухой порт KTZE - Khorgos Gatewway (СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота”) уже перевозится свыше 200 тысяч контейнеров. Но это не предел, так как рыночный потенциал этого направления оценивается в разы выше. Железнодорожники рассчитывают, что уже к 2020 году через Восточные ворота будет проходить до 2 000 000 контейнеров в ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент).
В сутки сухой порт способен принять и обработать 240 контейнеров. Уже в самой ближайшей перспективе этот показатель планируется увеличить до 480 контейнеров.

Выступая важным звеном в реализации программы “Нурлы жол” - “Путь в будущее”, сухой порт создан с целью повышения экспортно-транзитного потенциала Казахстана в Евразийском регионе, развития глобальной логистики, привлечения зарубежных инвестиций. В настоящее время на территории СЭЗ осуществляются программы по коммерческому наполнению, привлечению инвесторов и введению в эксплуатацию новых объектов.
До 2023 года здесь планируется реализовать 14 проектов на 455 млрд. тенге и создать около 4 тысяч рабочих мест. До конца года будут завершены пять инфраструктурных проектов и освоены более 22 млрд. тенге инвестиционных вложений.
Индустриальный парк Hubel Kelison - один из них. Он займет 1 тыс. га. Здесь по замыслу авторов будут размещены зоны нефтегазовой, пищевой, электронной, металлургической промышленности, зона свободной торговли и производства оборудования. Также инвесторы полностью проложат всю инфраструктуру на резервной территории СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота”. Через этот терминал будут перемещаться грузы из Китая в Казахстан и обратно. Срок строительства - с 2018 по 2025 год.
Всего инвесторы намерены вложить порядка 330 млн. тенге. Реализация следующего объекта уже началась. ТОО “Феникс Фид Миллс” уже приступило к строительству элеватора и комбикормового завода. Его мощность - 60 тыс. тонн в год. Он будет выпускать рассыпной и гранулированный корм. Также инвесторы построят складские помещения 2160 м2 стоимостью 4,7 млрд. тенге.
Период реализации - 2017-2019 годы.

Конечно, этот дипломатический десант готовился не один день. Но так получилось, что данное мероприятие стало первым после очередного Послания президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА народу Казахстана, в котором он потребовал от правительства изменения торгово-экономической политики. По сути, МИД, ҚТЖ и акимат Алматинской области показали, что означает новая торгово-экономическая политика. Как говорится, инвестиции под лежачий камень не текут. Инвесторов надо заинтересовывать. Причем способы могут быть самыми разными.
СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота” готова предоставить возможности для развития любых видов бизнеса представителям всех заинтересованных государств. Необязательно для этого быть компанией с транспортной или логистической направленностью. Указом президента помимо складского хозяйства и организации перевозок в качестве приоритетов определены производство продуктов питания, химпром, легпром, производство машин и оборудования и даже строительство объектов для перечисленных направлений бизнеса. Практически здесь можно делать все, что не запрещено законом, получая при этом налоговые и иные преференции, а заодно и доступ на рынки стран благодаря хабу “Хоргос - Восточные ворота”.
Организаторы неоднократно напоминали дипломатам, что казахстанское правительство гарантирует инвесторам освобождение от земельного налога и налога на имущество, а также корпоративного налога. Предпринимателям можно будет не платить за аренду земельных участков до 2035 года, пока их бизнес прочно не встанет на ноги. А в случае поставок товаров одним участником СЭЗ другому не надо платить НДС. Кроме того, от таможенных сборов освобождается импортное сырье, из которого будет выпускаться готовая продукция на территории свободной экономической зоны.
Интересная деталь - почти все выступления на презентации СЭЗ шли на английском языке. Понятно, что англоговорящим главой МИД никого не удивишь. Свободно на языке Шекспира изъясняется и председатель правления ҚТЖ. Но когда 66-летний аким, занимающийся всю свою трудовую био­графию решением проблем, как говорится, в поле, где порой эффективнее общаться с помощью крепких оборотов из арсенала великого и могучего, завершил свою презентацию на английском, то зааплодировали не только сотрудники дипмиссий. В общем, принцип трехъязычия нашел практическое воплощение уже и в Алматинской области.
Тем временем опыт приграничного сотрудничества между Казахстаном и Китаем скоро реализуется и на казахстанско-узбекской границе.
Кайрат Абдрахманов объявил, что в данном случае идет речь о том, чтобы повторить удачный опыт международного центра приграничного сотрудничества “Хоргос” уже и на казахстанско-узбекской границе.
- Поставлена актуальная задача увеличить товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном, - сообщил министр иностранных дел. - По большому счету, статистика показывает, что с каждым годом мы наблюдаем рост минимум в 30 процентов двусторонней торговли между Казахстаном и Узбекистаном. Теперь кроме двусторонней торговли Казахстан и Узбекистан имеют прекрасную возможность предоставить свои услуги в качестве и транзитной зоны.
К слову, уже сейчас практически треть грузов, проходящих через СЭЗ “Хоргос - Восточные ворота”, далее направляется в Узбекистан.
Канат Алпысбаев подчеркнул, что наш президент Нурсултан Назарбаев отводит транспортно-логистическому комплексу особую роль в обеспечении устойчивого развития казахстанской экономики.
- За последние 10 лет Казах­стан инвестировал в транспортно-логистическую отрасль около 30 миллиардов долларов, - напомнил глава ҚТЖ. - К 2020 году году планируется инвестировать еще почти 8,5 миллиарда, что даст дополнительный импульс торговым потокам Шелкового пути.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото Игоря НЕВОЛИНА, Алматинская область

Поделиться
Класснуть

Свежее