Не бастык, а лидер!

Каким должен быть руководитель нового типа
Послание президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА народу свидетельствует о начале перехода страны на новую модель роста, предполагающую масштабную модернизацию всех сфер жизни общества. В этих условиях существенно возрастает роль контрольной функции уполномоченных органов как средства обеспечения правовой политики государства. А это ключевой фактор успеха начатых реформ.
Особую актуальность этот аспект управленческой деятельности приобрел в связи с кардинальным обновлением казахстанского законодательства в сфере государственной службы и противодействия коррупции. В рамках Плана нации “100 конкретных шагов” проделана большая работа, о чем на очередном заседании Национальной комиссии по модернизации говорил глава государства, дав положительную оценку этим реформам.
Нормы законов приведены в соответствие с международными требованиями и лучшими зарубежными практиками. Более того, опыт республики заимствуют и другие страны в рамках деятельности Астанинского регионального хаба в сфере государственной службы совместно с ПРООН.
В соответствии с новым законодательством о государственной службе в Казахстане осуществляется переход к карьерной модели государственной службы, сущность которой определяется следующими требованиями: те, кто впервые поступает на государственную службу, начинают ее с низовых должностей; внедрена новая трехступенчатая система отбора кандидатов, позволяющая выявлять не только уровень его знаний и навыков, но и личные качества. Все это, как известно, составляет суть так называемых компетенций. Только с учетом компетенций производится дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Принципы меритократии обеспечиваются за счет обязательных конкурсных процедур, их объективности и прозрачности. Эти требования, включая возможность непрерывного повышения квалификации специалистов государственного аппарата, прописаны законодательно, и их нарушение влечет соответствующие юридические последствия.
Тем не менее с начала года агентством и его территориальными департаментами выявлено 588 случаев нарушений, допущенных при организации и проведении конкурсных процедур на занятие вакантных административных государственных должностей. За
6 месяцев 2017 года возбуждено 80 административных дел по статье 99 Кодекса РК об административных правонарушениях.
Мы очень жестко и принципиально реагируем на любые нарушения, дискредитирующие принципы меритократии. К примеру, только за то, что к собеседованию был допущен кандидат, не соответствующий квалификационным требованиям, постановлением суда привлечены к административной ответственности все члены конкурсной комиссии департамента труда, социальной защиты и миграции Карагандинской области. За допущенные нарушения при проведении конкурсов также в судебном порядке наказаны члены конкурсной комиссии Министерства по инвестициям и развитию, включая председателя комитета и нескольких руководителей департаментов.
Более четверти выявленных нарушений (2125 из 8324) связаны с оценкой деятельности государственных служащих. Очень часто работники государственных учреждений и организаций оказываются неосведомленными о результатах оценки своей деятельности, то есть, по сути, лишаются возможности выразить свое мнение и в случае несогласия с выводами комиссии обжаловать их в установленном порядке. Заседания комиссий нередко проводятся при отсутствии необходимого кворума, что уже является поводом для отмены принимаемых решений.
Институт оценки деятельности государственных служащих подвергся кардинальному обновлению. Результаты оценки, определяемой с помощью принципиально новой методики, со следующего года будут влиять на размеры бонусов, которые предполагается дифференцированно выплачивать государственным служащим вместо обезличенных мизерных премий. Вот почему любые нарушения здесь недопустимы.
Один из эффективных инструментов оценки деятельности государственного органа - рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, а также самих государственных служащих.
На что чаще всего жалуются граждане? На ненадлежащее исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, нарушение этических норм и порядка рассмотрения обращений. В первой половине текущего года больше всего жалоб поступило на действия должностных лиц двух министерств - финансов и национальной экономики.
А на что жалуются госслужащие? Чаще всего они оспаривают наложенные на них дисциплинарные взыскания, увольнение, а также результаты конкурсов на занятие вакантных должностей. По итогам проверок более половины таких жалоб оказались обоснованными. К примеру, в результате вмешательства агентства был восстановлен в должности руководитель департамента комитета технического регулирования и метрологии по Алматинской области Т., защищены права руководителя управления Министерства труда и социальной защиты населения, К., главного специалиста управления культуры Костанайской области Т. и многих других государственных служащих.
Количество обращений и заявлений в агентство и его территориальные департаменты за последний год увеличилось более чем на треть.
По факту проверок в государственные органы внесено 315 представлений об устранении выявленных нарушений, отменено более 80 незаконно принятых актов, восстановлены права 145 специалистов, к дисциплинарной ответственности привлечены 363 должностных лица.
Реформа государственной службы неизбежно привела к необходимости пересмотра подходов к использованию различных инструментов управления персоналом государственных учреждений и организаций. К наиболее важным из них, безусловно, относятся механизмы, позволяющие обеспечить соблюдение этических норм, регулирующих поведение государственных служащих.
После принятия новых законов в сфере государственной службы и противодействия коррупции в Казахстане были созданы советы и уполномоченные по этике.
В деятельности советов по этике наряду с рассмотрением дисциплинарных дел большое внимание уделяется предупреждению нарушений законодательства о государственной службе, анализу коррупционных рисков и работы уполномоченных по этике, подготовке соответствующих рекомендаций. Об этом свидетельствуют и статистические данные. Если в 2015 году 75 процентов вопросов, вынесенных на заседания советов по этике, были связаны с рассмотрением дисциплинарных дел (1328 из 1783), то в текущем году их доля сократилась до 54 процентов (352 из 649). В то же время 297 раз рассматривались вопросы системной профилактики и предупреждения правонарушений и норм служебной этики, в том числе на основе анализа коррупционных рисков в различных сферах деятельности государственных служащих.
Существенные изменения произошли и в составах советов. Теперь две трети членов - это главные редакторы региональных СМИ, представители НПО, научно-педагогической общественности, депутаты областных маслихатов, руководители региональных филиалов НПП “Атамекен”. Эти структуры постепенно трансформируются в один из инструментов общественного контроля. Так, территориальным департаментам по г. Астане, Костанайской и Южно-Казахстанской областям поручена реализация пилотного проекта, направленного на усиление роли представителей общественности в советах по этике, наделении их правом осуществления самостоятельной деятельности по предупреждению и профилактике правонарушений и повышению качества оказания государственных услуг. В эту работу будут активно вовлекаться предприниматели, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, молодежь и другие граждане, неравнодушные к тем изменениям, которые происходят в столь важных для общества сферах.
Мы хотим, чтобы члены советов не ограничивали свою общественную деятельность только участием в их работе, а принимали активное участие в реализации задач, решением которых занимаются эти важные институты гражданского контроля. Пока же из 909 вопросов, рассмотренных на заседаниях советов, всего три обсуждались по инициативе представителей общественности. Есть вопросы и по другим государственным органам, чьи должностные лица представлены в советах по этике. Чаще всего эти кандидатуры предлагаются с учетом статуса занимаемой должности, несмотря на их чрезвычайную загруженность, в том числе из-за участия в работе других подобных советов и комиссий. Так, руководитель аппарата акима одной из областей является членом 15 консультативно-совещательных органов! Вряд ли при такой загруженности его участие в работе хотя бы одного из них является продуктивным.
В работе советов по этике все более выраженным становится аспект их деятельности, связанный с защитой прав и законных интересов самих государственных служащих. К сожалению, все еще приходится сталкиваться с фактами грубого обращения руководителей с подчиненными, незаконного наказания и преследования неугодных.
В этой связи хочется напомнить руководителям разного уровня, что люди - не бездушные винтики управленческой машины. Как правило, неформальные взаимоотношения они рассматривают как не менее важные, чем те, которые определяются ведомственными инструкциями и другими документами. Слабые этические начала не способствуют формированию высокой культуры государственной службы и атмосферы, располагающей к доверию, открытости, честности и готовности оказать помощь. Это существенно снижает уровень инициативности и ответственности государственных служащих.
Пришло время формирования нового типа руководителя. В условиях открытого информационного общества руководителю недостаточно быть грамотным производственником. Он должен стать модератором этических процессов, вести за собой коллектив, добиваться эффективной реализации государственной политики. На это сегодня способен только тот, кто зарекомендовал себя умелым социальным менеджером, определяющим этическую политику организации. Необходимо менять психологию, порожденную конструкцией “начальник - подчиненный”, на взаимоотношения, определяемые лидером и поддерживаемые его соратниками, последователями и ученикам.
Алик ШПЕКБАЕВ, заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции

