2636

Съехали с тормозов

На самом ли деле автопром Казахстана оправился от последствий кризиса? Давайте посмотрим. По итогам шести месяцев отрасль вроде демонстрирует рост. Во втором квартале после двухлетнего падения впервые активизировались продажи новых автомобилей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года сразу на 34 процента. Естественно, рост продаж вопреки прогнозам некоторых аналитиков неплохо подстегнул темпы производства, особенно в сегменте легковушек.

За первое полугодие в стране действительно произведено 8,6 тысячи единиц легковушек и грузовиков с автобусами, что, в принципе, в 3,8 раза выше показателей прошлого года.

Показатели вроде и дают уверенность критикам отрасли, но все равно оставляют открытым ряд вопросов, до ответов на которые мы попытаемся докопаться в этой и последующих статьях. Отрасль действительно показывает постепенное развитие, реагирует, как, впрочем, и все остальные, на экономическую ситуацию в стране и мире. Началось легкое оживление в экономике страны, на что отреагировал и автопром.
Следует признать: по факту темпы роста производства на производственных площадках выше средних показателей. За полугодие предприятия автопрома суммарно перечислили в бюджет 1,2 миллиарда тенге в виде налогов, что вроде бы неплохо. Вклад местных автомагнатов в структуру ВВП республики по итогам шести месяцев составил 64,5 миллиарда тенге (+20,1 процента к показателю годичной давности), что превосходит аналогичные показатели фармацевтической, легкой и бумажной промышленности. и это тоже обнадеживает. Инвестиции предприятий автопрома в основной капитал за первое полугодие достигли 3,4 миллиарда тенге против 293,7 млн. тенге годом ранее. Наконец, что действительно немаловажно, сектор уже сейчас насчитывает от 8 до 15 тысяч рабочих мест по разным методикам оценки. Как видим, и здесь уже начинает ощущаться эффект громких обещаний с высоких трибун. Конечно, тут автомобилисты подсчитали не только высококвалифицированный персонал, но и рабочих и даже уборщиц, занятых в салонах, и банковских служащих, выдававших автокредиты населению. Что ж, в дискуссионном порядке можно признать их за сектор, косвенно работающий на автопром.
Уверенный оптимизм относительно будущего автопрома вселяет и оживление на вторичном рынке. С января по июль в стране зарегистрировано почти 560 тысяч сделок купли-продажи автомобилей, что на 16 процентов превосходит прошлогодние данные.
Продукция только двух из пяти крупных отечественных предприятий совокупно по продажам занимает более 20 процентов казахстанского рынка новых автомобилей. А если посмотреть в разрезе машин отечественного производства, то два крупнейших предприятия Костаная и ВКО (у которых справедливости ради нужно отметить абсолютно разное понимание будущего) все же осваивают свыше 90 процентов этого сегмента.

Последним примером разности мышления стало расширение производства костанайского автопроизводителя продукцией из Узбекистана, что, конечно, не может не радовать коллег с востока. В результате сотрудничества появилась популярная модель Ravon Nexia R3 made in KZ, которая всегда критично воспринималась “одноклассниками” из РФ, такими как “лада”. А бренд Ravon за короткий период все-таки занял третью строчку в лидерах продаж официального рынка, благодаря, конечно, просто немыслимо доступной цене, соответствующей стоимости породистой лошади, на которую они, скорее всего, и ссылаются в своей рекламе. Следом на производственные площадки костанайцев пришла популярная российская модель “шевроле-нива”. Все это только за первое полугодие 2017 года.
В последнем примере свою роль сыграла, скорее всего, техническая оснащенность сарыаркинцев. Компания изрядно вложилась в приобретение дорогостоящего оборудования, позволяющего наладить сварку и покраску кузовов различных брендов. Хотя я до сих пор спорю по поводу проекта “Тойота”, а именно модели “фортюнер”, и, наверное, другая модель была бы более актуальной на рынке. Но вряд ли решение по выбору модели педантичные японцы доверили бы нашим костанайцам.
В 2016 году в Казахстане, явно исполняя новую инновационную стратегию, Костанай выпустил пробную партию электромобилей, выделив, как и полагается, этому направлению особое место в стратегии развития, говоря об инновациях и видении предприятия. Хотя справедливости ради нужно отметить, что это не костанайское ноу-хау, а мировой тренд, который еще произведет революцию в умах многих. Это не машина, а новый гаджет, который, конечно же, займет свое место под солнцем и в нашей стране. Вопрос из зала: а где же инфраструктура, задачу по которой ставил президент страны? Ответ: в “Дорожной карте” эти вопросы разнесены по срокам и ответственным, и даже обещают начать буквально в сентябре установку в Алматы и Астане зарядных станций. Что ж, будем ждать с нетерпением этого чуда в двух столицах и надеяться, что все, что было обещано, будет исполнено с тем же рвением и красотой, присущей таким высоким документам.
Молодая отрасль дает мультипликативный эффект на смежные отрасли. В страну идут не только инвестиции, но и технологии. Все, что было намечено за последние годы правительством для развития принципиально новой отрасли, практически сделано, и сейчас остается все меньше вопросов. Уже сейчас лидерами продаж на вторичном рынке в Казахстане наряду с традиционно любимой нашими покупателями “тойотой” становятся “hyundai” и кiа, собранные в Казахстане. Это, наверное, говорит о том, что их продукция не так уж и плоха и, наверное, даже востребована на рынке.
Более того, автопром начал активно смотреть в сторону экспорта, что, безусловно, свидетельствует о поэтапном развитии. Покупатели сейчас избалованы предложениями. Но даже при этом казахстанскими предприятиями постепенно осваиваются внешние рынки. В этом году автомобили отечественного производства были отправлены в Китай, Россию, Беларусь, Таджикистан. Объемы экспорта за семь месяцев продемонстрировали рост почти в четыре раза. Цифры, конечно, пока маленькие, но, как говорится, лиха беда начало. Зарубежным потребителям поставлено свыше тысячи автомобилей на сумму 3,2 миллиарда тенге. К слову, страны, где есть эта отрасль, защищают свое автопроизводство, так сказать, рублем. В Индии, например, пошлины на ввоз авто составляют 120 процентов, в Малайзии - 135, в Бразилии - 90, в Таиланде - 80. Казахстан же проводит либеральную политику в этом вопросе: с опасением смотрим на друзей по ВТО и ЕАЭС. И наш протекционизм, скажем, не столь кардинальный в сравнении с тем, что предпринимал Узбекистан для защиты своего автопрома в 1996 году. Может, хватит уже дрожать и пора активно продвигаться в этом вопросе?
Напомним, Узбекистан 20 лет назад, по сути, закрыл свой рынок огромными пошлинами и принял ряд стимулирующих развитие автопроизводства шагов. Эти меры привели к тому, что сейчас соседи в год выпускают до 250 тысяч автомобилей. В отрасли появилось 250 новых предприятий, выпускающих запчасти и комплектующие, соз-дано порядка 120 тысяч рабочих мест. Ну и самое главное - мы уже собираем у себя узбекские машины! А ведь могло быть и наоборот… Однако нельзя сказать, что момент упущен.
Безусловно, все эти ступени развития могли быть преодолены и раньше. Но у нас все эти годы расправить плечи автопрому мешал серый импорт. Потом случился кризис. На этом неблагоприятном для отрасли фоне в 2014-2015 годах казахстанцы только из России завезли свыше 300 тысяч автомобилей по демпинговым ценам, сыграв на курсе. Сейчас отрасль, подняв продажи авто казахстанского производства до 33 процентов в структуре рынка, продолжит свое развитие, результаты дают определенную уверенность в правильности выбора.
У обывателя, у которого на слуху около десятка ведущих брендов, невольно складывается мнение, что автопром - это прерогатива нескольких европейских стран, США, Америки, Японии, Южной Кореи, а со сравнительно недавних пор и динамично развивающегося Китая, но это совсем не так.
Сейчас серьезно развивают эту отрасль в 51 стране мира. Вы не поверите, но собственное производство машин налажено даже в Зимбабве, Кении и Бангладеш! Никогда не задумывались, зачем автопром Австралии, имеющей схожую с нами демографическую и географическую картину, если под боком во всю работают японские автогиганты, выпускающие как раз праворульные авто? Да все просто. Там, как и в остальных автопроизводящих странах, прекрасно понимают логику производства, и не только автомобильного.
Сравните сами: за первое полугодие непосредственно казахстанские автопроизводители уплатили 1,2 миллиарда тенге налогов. Казалось бы, не так уж и много. Но все те предприятия, что завязаны на автопроизводителях, совокупно перечислили в бюджет уже 17,6 миллиарда.
Кроме того, свой автопром не только разгоняет рост ВВП, но и позволяет экономить заработанную страной валюту. Даже в соседней России, не являющейся лидером мирового автомобилестроения, с учетом падения производства эта отрасль и сопутствующие ей обеспечивают занятостью 4,6 процента трудоспособного населения! А в странах “первого мира” в автоотрасли занято до 8 процентов населения.
Это уже аксиома: автомобильная промышленность является одной из важнейших для цивилизованных государств, она в значительной мере влияет на процессы экономического и социального развития общества. Словом, все выглядит многообещающе и даже красиво из уст экспертов - так, что самые отъявленные скептики готовы оценить шансы этой отрасли. Но все же остается еще немало вопросов, которые обязывают нас думать о будущей стратегии нашего автопрома.

Ергали НУРГАЛИЕВ, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее