6974

Запасайтесь попкорном!

Наш корреспондент беседует с политологом Данияром АШИМБАЕВЫМ о текущей ситуации в стране

(Продолжение. Начало в газете “Время” от 26.7.2017 г.)
- Данияр, недавно в отставку отправлены несколько сенаторов. В одном из своих интервью вы предположили: смена сенаторского состава была сделана исключительно для того, чтобы отправить на пенсию бывшего главу КНБ Нуртая АБЫКАЕВА. Но кому мог помешать сенатор пенсионного возраста?
- Нуртай Абыкаев - фигура, политический вес которой никогда не определялся занимаемой им должностью. Он один из старейших сподвижников президента. А после ухода из жизни других старейших сподвижников, таких как, например, Сарыбай КАЛМУРЗАЕВ, личное влияние Абыкаева, безусловно, многократно возросло. Вместе с тем он уже неоднократно бывал в опале: в 1995-м был смещен с должности руководителя администрации президента и отправлен послом, в 1999 году - смещен с поста руководителя КНБ и переведен в МИД, в 2007 году снят с должности председателя сената и вновь отправлен на дипломатическую работу, в прошлом году опять лишен кресла председателя КНБ и назначен “простым” сенатором. То есть он периодически уходил и возвращался - настолько периодически, что каждое его падение вызывает только один вопрос: когда он вновь поднимется и на какой пост? Понятно, что Абыкаев как один из старейших соратников президента, имеющий свои взгляды на текущую ситуацию в стране, многих не устраивает. Опять-таки, с его именем связаны определенные групповые общественно-политические, финансовые и геополитические интересы. Это фигура, чей любой шаг тщательно отслеживается и вызывает определенные треволнения. Мы знаем, что один из его ставленников бывший глава КНБ Нартай ДУТБАЕВ арестован, причем по довольно невнятному делу. Кое-кто указывает, что в свое время Дутбаев был якобы одним из истинных руководителей ДВК, который, если отбросить романтичный флер, являлся всего лишь инструментом клановой борьбы. Многие нюансы того периода еще нуждаются в осмыслении, но сложно не связывать это уголовное дело с именами Абыкаева или АБЛЯЗОВА. Сейчас прошлое вновь дает о себе знать, и именно в нем скрыты многие ответы на вопросы: что будет дальше, кому достанется “главный приз”?
- То есть уход Абыкаева на пенсию - это одно из следствий борьбы за власть?
- Технически Абыкаев уже давно на пенсии. Я думаю, его очередной уход связан с тем, что определенным силам просто не хочется, чтобы он вообще занимал какие-либо должности в Астане и так или иначе находился рядом с президентом.
Сейчас мы видим капитальную перестановку сил. Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ оказался в Москве, несколько людей из его окружения арестованы - те же Канат СУЛТАНБЕКОВ, Рашид АМАНЖУЛОВ, Кажымурат УСЕНОВ, который работал у Тасмагамбетова в акимате Алматы. Идет массированная негативная кампания против Кенеса РАКИШЕВА - зятя Тасмагамбетова. Непонятная ситуация вокруг арестов в “АктобеМунайГазе”, которые связывают не только с криминалом и экстремистским подпольем, но и с действиями против Тасмагамбетова. Все это привело к его отправке в Москву и, по сути, к тому, что из ближайшего окружения Тасмагамбетов выпал. Но Тасмагамбетов, как и Абыкаев, из тех, кто всегда возвращается.
- Кстати, в одном из интервью вы сказали, что Тасмагамбетов - один из наиболее вероятных преемников президента. И буквально через неделю его отправили в Москву. Это совпадение?
- То, что Тасмагамбетов, как и Абыкаев, один из кандидатов в преемники, обсуждается уже не одно десятилетие. В этом списке мелькали разные имена. Круг этих людей, по сути, не меняется долгие годы. Кто-то из него выбывает естественным путем, кого-то съедают.
Что касается Тасмагамбетова, то кроме моего интервью были и другие публикации на эту тему. А конституционные реформы, объявленные в то время, в конечном счете претерпели кардинальные изменения.
- Что конкретно вы имеете в виду?
- Та конституционная реформа, о которой говорили весной, и то, что мы получили на выходе, - абсолютно разные вещи. Сценарий был резко изменен. Мы увидели аресты, определенные перестановки и не увидели ряда вещей, которые были анонсированы. Вследствие чего можно сделать вывод: накал борьбы в президентском окружении резко вырос. Помните у Льюиса Кэрролла эпизод, когда Алиса разговаривает с королем:
- Что происходит?
- Смертельный бой льва и единорога.
- Из-за чего?
- Они борются за мою корону. Пойдем посмотрим.
И здесь мы видим нечто схожее. Сейчас каждый считает своим долгом упомянуть при случае, что в сентябре будет смена спикера сената, главы администрации, премьер-министра, акимов столиц, что произойдут такие-то перестановки и такие-то события. Но эти слухи повторяются из года в год...
- Недавнее продление полномочий Адильбека ДЖАКСЫБЕКОВА до 2022 года - это признак его усиления?
- Джаксыбеков - человек, который умеет находить общий язык со всеми, не конфликтовать и тем самым обеспечивать определенный консенсус. У него есть личные интересы. Многие отмечают, что под его влиянием находятся Минобороны, акимат Астаны и ряд других сфер. Но он, повторяю, не склонен к конфликтам. Это гарантирует определенную стабильность в акординских коридорах. Но события последнего времени все же показывают определенный рост той самой “средней температуры по палате”. Я имею в виду отсутствие ясности по многим резонансным делам - тех же Баглана МАЙЛЫБАЕВА, Дутбаева, Муратхана ТОКМАДИ, Аманжулова, Султанбекова, Куандыка БИШИМБАЕВА.
- 21 июля стало известно, что Мухтара АБЛЯЗОВА исключили из списка лиц, разыскиваемых Интерполом, что дает ему право свободного перемещения по миру. Можно понять освобождение Аблязова французским судом, поскольку России было отказано в его экстрадиции. Но почему его исключили из списков Интерпола, один из офисов которого находится и в Астане? Это что, недоработка нашей Генпрокуратуры?
- Аблязов - достаточно неглупый человек, что позволило ему заработать определенное состояние и продвинуться как в политике, так и в экономике. Но есть его личные амбиции, которые мало кто разделяет. Аблязов не та фигура, за которой может пойти страна. Учитывая его, мягко говоря, темноватое прошлое, каких-либо реальных перспектив в этом смысле у него нет. Как политическая фигура он достаточно смешон. Но! Возникает вопрос: каким образом человек, возглавлявший небольшую компанию, в управлении которой была макаронная фабрика, вдруг вырос до министра, потом, выпав из обоймы, возглавил политическую партию, а после второго выпадения встал у руля крупного банка, быстро привел его к краху и чудесным образом оказался в эмиграции? Если посмотреть на эту ситуацию со стороны, то возникает ощущение, что Аблязов был всего-навсего инструментом для отмывания денег, причем не своих, а серьезных людей. И именно это позволило ему занять в свое время высокие позиции сначала в KEGOC, а потом в Министерстве энергетики, получить влияние в банковском секторе и СМИ. Судя по всему, на сегодня Аблязов по своим долгам перед этими людьми рассчитался. В противном случае он не отделался бы исключением из интерполовского списка. А значит, эти обязательства он выполняет и выполнял их всегда. Опять-таки, всегда были фигуры, с которыми Аблязов через свои СМИ воевал, целенаправленно уничтожая их репутацию. Но были при этом и фигуры, не прикасаемые для его PR-боевиков. Таким образом, если в экономике Аблязов отмывал средства для определенных фигур, то в политике он играл роль информационного киллера.
- До начала нового политического сезона в Казахстане осталось чуть больше месяца. Чего ожидать осенью на политическом олимпе страны?
- Сейчас президент взял кратко­срочный отпуск, очевидно, для осмысления текущей ситуации. Изначально было понятно, что во время EXPO никаких серьезных подвижек на олимпе не будет. Выставка заканчивается в сентябре. Тогда же возвращается с каникул парламент. Половина сената, как мы знаем, уже переизбрана. Учитывая то, что выборы прошли оперативно и четыре сенатора из семи были заменены, можно предположить, что в начале сентября будет переизбрано и руководство палаты - продлены или не продлены полномочия Касым-Жомарта ТОКАЕВА, Бектаса БЕКНАЗАРОВА и Дархана КАЛЕТАЕВА - трех старших сенаторов, чей срок истекает осенью.
Возникает ощущение, что определенный сценарий транзита власти в стране имеется. По действующему законодательству спикер сената - второе должностное лицо после президента. Поэтому вокруг человека, занимающего этот пост, всегда идут разговоры на тему преемничества. Но спикеры сената уже не раз менялись. И что? Никто из формальных преемников по авторитету, харизме, опыту, умению управлять недотягивает до уровня Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Это понимает и он сам, и все остальные. Хотя, повторюсь, сценарий транзита власти, скорее всего, уже разработан.
- И что из этого следует?
- Следует дождаться сентября, запастись попкорном и посмотреть, насколько очередная волна слухов имеет под собой основания и насколько очередной сезон нашего политического сериала будет оригинален.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть