Красна реформа платежом
Не успели мы с вами взяться за тему недостаточности зарплат в Казахстане (см. “Работящие бедняки”, “Подсчитаем - прослезимся…”, “Время” от 25.3 и 30.3.2017 г.), как на помощь трудящемуся люду бросилось Министерство национальной экономики. На правительственном часе в мажилисе его глава Тимур СУЛЕЙМЕНОВ пообещал существенно - в полтора-два раза - снизить социальный налог. Как отразится на зарплатах и благосостоянии казахстанцев эта радостная новость? Спешу вас “обрадовать” - никак!
И дело здесь даже не в том, что этот самый соцналог - 11 процентов от фонда заработной платы - берут не с работающих, а с работодателей. Тут дело хуже: правительству пришлось думать о значительном снижении налога на выплачиваемые наемным работникам зарплаты ровно потому, что этот налог… резко увеличивается. А именно с 1 июля этого года начнутся отчисления в Фонд обязательного социального медицинского страхования (ФОСМС). Установлен некий поэтапный график, но к 2020 году все будут платить по полной в такой пропорции: два процента с дохода с самих работников, пять - с работодателей, а с самозанятых - все семь.
Между тем давно оглашены, хотя пока и откладываются с вводом, отчисления еще пяти процентов налога с того же фонда зарплаты, но уже в пенсионный фонд.
Итого: убери из нынешних 11 процентов пусть даже половину - все равно суммарная нагрузка вырастает на дополнительные 10 процентов да еще два процента плюсом к нынешнему 10-процентному ИПН (индивидуальному подоходному налогу).
При всем при том, что связанных с зарплатой налоговых поступлений остро не хватает - ни пенсионной накопительной системе, о чем мы уже неоднократно писали, ни бюджету.
Кстати, нелицеприятный расклад для бюджета: в 2016 году его затраты по статье “социальная помощь и социальное обеспечение” вышли величиной 1977 млрд. тенге, тогда как “зарплатные” поступления обеспечили менее 62 процентов от этой суммы: тот самый ИПН дал 692 млрд., а социальный налог - 530 млрд. тенге. Разницу в 755 млрд. тенге пришлось покрывать за счет других бюджетных статей. Для сравнения: строка “образование” обошлась республиканскому бюджету за 2016 год в 531 млрд. тенге, а “здравоохранение” - в 792 млрд. То есть дисбаланс из-за малости сборов с зарплаты стоил нам гораздо больше, чем все образование, и почти столько же, сколько здравоохранение.
А теперь заглянем в суть проблемы: доля оплаты труда в структуре ВВП за 2016 год составила чуть больше 31 процента. Так насчитало статведомство, и это возмутительно мало!
Небольшой ликбез: ВВП - это суммарная стоимость всего, что произведено в национальной экономике, его так и считают - методом производства. Поскольку же все производимое кем-то используется, ВВП считают и от обратного - методом потребления. А есть еще третий, самый интересный для нас расклад ВВП - методом доходов. И там, если по-крупному, три категории покупателей всего производимого в стране: работники наемного труда (на них и падает та самая доля), формируемый за счет налогов бюджет (из него трудящимся тоже кое-что достается) и остающаяся в распоряжении работодателей прибыль.
Так вот, в развитых экономиках (в той самой тридцатке, куда мы собираемся попасть к 2050 году) расклад такой: на зарплату люди имеют возможность раскупить где-то 50-60 процентов всего производимого в стране, еще процентов 10-20 им достается через бюджетные услуги, а господам предпринимателям остается 20-40 процентов.
А у нас так: зарплата - 31 процент, налоги (то есть бюджет) - восемь, остальное - прибыль наших любимых олигархов. Это если опять же верить госстатистикам, каким-то образом высчитывающим и зарплаты самозанятых. А вот если подсчитать долю оплаты труда по потоку взносов в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), то есть долю легальных зарплат в ВВП, то получим по итогам 2016 года… лишь 12 процентов. Другими словами, и без того опасно заниженная оплата труда в Казахстане на две трети находится вне налогового и пенсионно-накопительного учета - в серых и черных зарплатных схемах.
А теперь можем легко себе представить, что случится с фондом оплаты труда после всех упражнений правительства по как бы уменьшению при одновременном повышении налоговой нагрузки на него. Маленький да еще плохо кормленный верблюжонок не унесет поклажи взрослого верблюда, а навьючь его вдвойне - просто рухнет. Так и с нашими в разы заниженными фондами зарплаты: бесполезно пытаться что-то выдоить из них дополнительными налоговыми процентами. Надо срочно повышать саму оплату труда в Казахстане, удвоив - для начала! - хотя бы минимальный уровень зарплат и пенсий.
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы