10371

Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность

Во вторник Нурсултан НАЗАРБАЕВ обратился с ежегодным Посланием народу страны. На этот раз глава государства решил изложить этот важный стратегический документ в письменной форме. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с его основными положениями.

Я ставлю задачу обеспечить реализацию Третьей модернизации Казахстана. Необходимо создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны.
Эта модернизация не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее, навстречу целям “Стратегии-2050”. Она будет проводиться на базе Плана нации “100 конкретных шагов”.
Я вижу ее ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРИОРИТЕТОВ. Они призваны обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение в число 30 передовых стран.

Ускоренная технологическая модернизация экономики

Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. В связи с этим поручаю правительству разработать и принять отдельную программу “Цифровой Казахстан”. Развитие цифровой индустрии обеспечит импульс всем другим отраслям.
Важным условием становления новых индустрий являются поддержка инноваций и быстрое внедрение их в производство. Поручаю правительству создать на базе одного из объектов EXPO-2017 международный технопарк IT-стартапов. Он должен стать платформой для привлечения предпринимателей и инвесторов со всего мира.
Вторая комплексная задача. Параллельно с созданием новых индустрий нам следует придать импульс развитию традиционных базовых отраслей. Это промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор и другие.
Первое. Важно существенно повысить производительность труда. Поручаю правительству совместно с бизнесом разработать комплекс мер технологического перевооружения базовых отраслей до 2025 года.
Второе. Необходимо продолжить индустриализацию с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях. Перед правительством уже стоит задача по увеличению несырьевого экспорта в два раза к 2025 году. Поручаю создать при правительстве Совет по экспортной политике. В него должны войти представители бизнес-сообщества.
До 1 сентября текущего года правительству совместно с акимами и бизнесом необходимо разработать единую экспортную стратегию.
Необходимо эффективно реализовать совместную с Китаем инвестиционную программу по созданию производств в Казахстане. Договоренности с китайской стороной достигнуты. Объекты обозначены. Это будут современные производства с созданием порядка 20 тысяч новых рабочих мест для казахстанцев.
Поручаю проработать вопрос дальнейшего развития производства электромобилей с экспортной ориентацией, пре­дусмотрев создание необходимой инфраструктуры.
Правительству нужно подготовить до 1 сентября текущего года инвестиционную стратегию Казахстана.
Третье. Горно-металлургический и нефтегазовый комплексы страны должны сохранить свое стратегическое значение для устойчивости экономического роста. Поручаю до конца года обеспечить принятие нового Кодекса о недрах и внесение необходимых поправок в налоговое законодательство.
Четвертое. Аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики. По многим позициям мы можем быть одними из крупнейших в мире производителей аграрной экспортной продукции. В связи с этим правительству и акимам поручаю следующее:
- во-первых, необходимо пересмотреть принципы выделения субсидий и постепенно переходить на страхование продукции;
- во-вторых, в течение 5 лет нужно создать все условия для объединения более 500 тысяч домашних хозяйств и малых фермерств в кооперативы;
- в-третьих, необходимо повысить уровень переработки продукции, создать эффективную систему хранения, транспортировки и сбыта товаров;
- в-четвертых, следует повысить уровень производительности труда и снизить производственные расходы;
- в-пятых, мы должны повысить эффективность использования земли. В течение 5 лет необходимо увеличить площадь орошаемых земель на 40%, тем самым довести до 2 млн. га;
- в-шестых, следует увеличить объем инвестиций в аграрные научные исследования, которые будут востребованы на производстве.
Поручаю обеспечить увеличение экспорта продовольственных товаров на 40% к 2021 году путем диверсификации производства сельскохозяйственной продукции.
Пятое. Развитие новой евразийской логистической инфраструктуры является одним из важных приоритетов. Поручаю правительству к 2020 году обеспечить увеличение годового объема транзитных перевозок:
- в 7 раз для грузов, перевозимых контейнерами - до 2 млн. контейнеров;
- в 4 раза для пассажирских перевозок воздушным транспортом - до 1,6 млн. транзитных пассажиров.
Необходимо повысить доходы от транзитных перевозок в 5,5 раза - до 4 млрд. долларов в год.
В 2015 году я инициировал программу инфраструктурного развития “Нұрлы жол”. За прошедшие два года программа себя полностью оправдала. В текущем году будет охвачено работами по строительству и реконструкции 4400 километров автодорог республиканского значения. Из них до конца года будет введено не менее 600 километров с поэтапным внедрением платности.
Шестое. Процессы урбанизации обуславливают необходимость развития строительного сектора. По моему поручению с этого года начинается реализация жилищной программы “Нұрлы жер”. Она направлена на решение важнейшей задачи - обеспечить жильем 1,5 млн. семей в предстоящие 15 лет.
Мы будем стремиться к тому, чтобы строительство индивидуальных домов в городах осуществлялось в едином архитектурном стиле.
Третья комплексная задача - модернизация рынка труда. С внедрением новых технологий в традиционных отраслях будут высвобождаться трудовые ресурсы. Поручаю правительству и акимам создать условия для управляемого перетока работников в другие сферы.
Правительству следует реформировать центры занятости и создать единую онлайн-платформу по всем вакантным рабочим местам и всем населенным пунктам.

Кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды

Одной из наших стратегических целей является обеспечение к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50%. Для ее решения на данном этапе необходимо следующее.
Первое. По моему поручению правительство с этого года приступило к реализации Программы продуктивной занятости и развития массового предпринимательства. Теперь граждане Казахстана на селе или в городе могут получить микрокредит до 16 млн. тенге для своего бизнеса.
Нужно дальше совершенствовать инструменты поддержки массового предпринимательства. Каждый регион Казахстана должен предложить комплекс мер по развитию массового, в том числе семейного предпринимательства.
Второе. Правительству совместно с Нацпалатой предпринимателей “Атамекен” необходимо принять меры по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса. Особенно это касается стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике, а также в ЖКХ.
Процессы оказания госуслуг должны быть максимально оптимизированы. Необходимо сократить сроки и перечень документов, исключить дублирующиеся процедуры. При этом нужно перевести их оказание полностью в электронный формат, без обязательного физического присутствия.
Перед правительством и акимами ставлю задачу разработать к 1 июля текущего года системные меры по дерегулированию бизнеса. Акимам совместно с правительством необходимо разработать детальные планы по улучшению условий для ведения бизнеса в регионах на основе рейтинга Всемирного банка.
Необходимо ввести в стране рейтинг регионов и городов по легкости ведения бизнеса.
Третье. Новый импульс экономическому росту должно дать снижение доли государства в экономике до 15% в ВВП, до уровня стран ОЭСР.
Практика, когда мы создавали юридические лица под каждую программу или поручение, должна быть прекращена.
Нужно обеспечить прозрачность и эффективность приватизации. Также надо пересмотреть роль государственных холдингов.
Поручаю правительству обеспечить качественную трансформацию холдинга “Самрук-Казына”. Необходимо провести полную ревизию и оптимизацию как управленческих, так и производственных бизнес-процессов. Качество менеджмента и корпоративного управления нужно подтянуть до международного уровня.
Реорганизации необходимо подвергнуть и холдинги “Байтерек” и “КазАгро”. Они должны быть операторами по реализации гос­программ развития.
Четвертое. Большой потенциал для развития предпринимательства дает расширение государственно-частного партнерства (ГЧП). Речь идет о передаче ряда госуслуг бизнесу.
У нас уже есть хорошие результаты по их привлечению в дошкольном образовании. Если за предыдущие 3 года государство построило 189 детских садов на 40 тысяч мест, то частный сектор открыл их более 1300 на 100 тысяч мест.
Для меня пример ГЧП в этом секторе принципиально важен. Он показывает, как государство и бизнес совместно решают одну из главнейших общенациональных задач - стопроцентно охватить детей 3-6 лет дошкольным образованием к 2020 году.
ГЧП должно стать основным механизмом развития инфраструктуры, в том числе социальной.
Для модернизации объектов ЖКХ необходимо их передавать в управление или концессию с возможной дальнейшей приватизацией. Правительству хватит топтаться на месте. Нужно активизироваться в этом направлении.
Пятое. Важно не допускать ценовых и тарифных сговоров.

Макроэкономическая стабильность

Ключевой задачей здесь являются восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала в финансирование экономики.
Первое. Необходимо добиться поэтапного снижения уровня инфляции до 3-4% в среднесрочном периоде.
Второе. Нужна “перезагрузка” финансового сектора стран.
Поручаю Нацбанку выработать комплекс мер по оздоровлению банковского сектора. Необходимо ускорить работу по расчистке балансов банков от “плохих кредитов” и при необходимости обеспечить их докапитализацию со стороны акционеров. Нацбанку нужно дать больше прав для оперативного контроля за состоянием банков. Он должен перейти от формализованного подхода к риск-ориентированному, чтобы принимать меры воздействия к банкам, не дожидаясь формального нарушения с их стороны.
В целях решения проблем нехватки денег в экономике и высоких ставок по кредитам поручаю Нацбанку и правительству принять комплекс мер по обеспечению доступного средне- и долгосрочного фондирования в тенге.
Нацбанк должен отвечать не только за инфляцию, но и совместно с правительством за рост экономики.
Третье. Дальнейшее развитие фондового рынка.
Поручаю правительству совместно с Нацбанком принять меры, направленные на активизацию отечественного фондового рынка.
Другой ключевой задачей является приведение налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям.
Первое. Следует кардинально повысить эффективность бюджетных расходов.
Нужно проверить эффективность использования средств министерствами и ведомствами. Необходимо начать с министерств труда и социальной защиты населения, здравоохранения, образования и науки, на которые приходится более 40% республиканского бюджета. По итогам доложить мне.
Следует перераспределить средства с неэффективных программ на программы, обеспечивающие реализацию задач Третьей модернизации.
Нам нужно продолжить политику фискальной децентрализации. Акимы должны решать вопросы регионального и местного значения, а правительство - сконцентрироваться на общегосударственных вопросах.
Второе. Необходимо более рационально относиться к использованию средств Нацфонда. Размер гарантированного трансферта из Нацфонда должен быть поэтапно сокращен до 2 трлн. тенге к 2020 году.
Налоговую политику нужно нацелить на стимулирование выхода бизнеса из тени и расширение налоговой базы в несырьевом секторе. Необходимо по-новому рассмотреть специальные налоговые режимы в преддверии всеобщего декларирования.
Требуют улучшения механизмы налогового администрирования. Прежде всего это касается взимания налога на добавленную стоимость.
Третье. Правительству необходимо выстроить систему мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора и навести здесь порядок.

Улучшение качества человеческого капитала

Первое. Наша задача - сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Необходимо сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами.
По вопросу поэтапного перехода на трехъязычное образование. Казахский язык сохранит свою доминирующую позицию. Большое внимание будет уделяться его дальнейшему развитию. Вместе с тем сегодня английский язык является языком новых технологий, новых производств, новой экономики. В настоящее время 90% информации создается в мире на английском языке. Каждые два года ее объем увеличивается в два раза. Без овладения английским языком Казахстан не достигнет общенационального прогресса. Начиная с 2019 года обучение по некоторым предметам в 10-11-х классах будет проходить на английском языке. Необходимо тщательно рассмотреть этот вопрос и принять по нему разумное решение.
Уровень школ и учителей в городах и селах существенно различается. Актуальна также проблема дефицита квалифицированных педагогов.
Поэтому, учитывая все эти аспекты, необходимо внедрять английский язык поэтапно. Поручаю представить соответствующие предложения.
С этого года по моей инициативе начинается реализация проекта “Бесплатное профессионально-техническое образование для всех”.
Наряду с этим будет уделено особое внимание качеству системы высшего образования.
Второе. Должна измениться и система здравоохранения.
С 1 июля текущего года начнет внедряться система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), основанная на солидарной ответственности государства, работодателей и граждан. Правительству нужно обеспечить необходимую информатизацию здравоохранения. Для развития конкуренции частным медицинским организациям следует предоставить в системе ОСМС равные условия.
Необходимо также законодательно ввести регулирование цен на все лекарственные средства.
Третье. В сфере социального обеспечения.
По моему поручению с 1 июля 2017 года будут повышены пенсии для 2,1 млн. пенсионеров до 20% к уровню 2016 года.
Кроме того, с 1 июля 2018 года назначение базовой пенсии будет осуществляться по новой методике. Ее размер будет зависеть от стажа участия в пенсионной системе.
Все эти меры в 2018 году обеспечат увеличение в 1,8 раза нового размера базовой пенсии по сравнению с 2017 годом.
Ежегодно в стране рождается порядка 400 тысяч детей, что выше уровня 1999 года почти в два раза. Такую хорошую тенденцию надо и далее поддерживать. По моему поручению с 1 июля 2017 года будут увеличены размеры единовременного пособия на рождение на 20%.
С 1 января 2018 года нужно поднять порог оказания адресной социальной помощи с 40 до 50% от величины прожиточного минимума и внедрить ее новый формат. При этом все, кто может работать, должны получать поддержку только при условии участия в программе занятости.

Институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией

Первое. Правительству необходимо обеспечить работу по имплементации лучших практик и рекомендаций ОЭСР.
Второе. Надо продолжить реформы, направленные на защиту частной собственности, верховенство права и обеспечение равенства всех перед законом.
Следует гуманизировать административное и уголовное законодательство. Административные штрафы должны быть справедливыми и соразмерными совершенному правонарушению.
Нужно проводить дальнейшую работу по снижению санкций за правонарушения в предпринимательской сфере. Следует декриминализировать экономические составы с невысокой степенью общественной опасности.
Важно исключить любое неправомерное влияние на деятельность судей.
Третье. Состояние безопасности становится мерилом сильного и дееспособного государства. Ключевыми здесь являются вопросы борьбы с финансированием деструктивных сил и связями с зарубежными террористическими организациями. Необходимо проводить работу по предупреждению пропаганды религиозного экстремизма, в том числе в Интернете и социальных сетях.
Все большую актуальность приобретает борьба с киберпреступностью. Поручаю правительству и КНБ принять меры по созданию системы “Киберщит Казахстана”.
Четвертое. Необходимо усилить работу по выявлению и искоренению причин и предпосылок коррупции.
Одним из ключевых вопросов является совершенствование сферы закупок. Поручаю правительству внедрить единую систему госзакупок по принципу централизованной службы. В квазигосударственном секторе, сфере естественных монополий и недропользования также нужно кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок.
Уважаемые казахстанцы! Через это Послание я хотел донести до каждого гражданина свое видение направлений развития в новой реальности. Поручаю правительству разработать Стратегический план развития до 2025 года по Третьей модернизации страны под названием “Национальная технологическая инициатива Казахстана”. У нас нет другого выбора, кроме как достойно принять вызов времени и решить задачи по дальнейшей модернизации страны.

(Публикуется в сокращении. С полной версией Послания можно ознакомиться на сайте нашей газеты www.time.kz)

Поделиться
Класснуть

Свежее

“Путь известен, рельсы проложены” Актуально
“Путь известен, рельсы проложены”

Члены партии Nur Otan в кулуарах после XIX внеочередного съезда партии поделились с корреспондентом “Времени” своими мнениями по поводу выдвинутого кандидатом в президенты Касым-Жомарта ТОКАЕВА, оценив его качества как политика и человека.

955