2874

Выборы в США: результат уже известен

Теперь, когда весь мир затаил дыхание в ожидании результатов выборов американского президента, пора и нам провести проекцию этой суперинтриги на Казахстан.

Ни для кого не секрет, что собственно избирательная кампания - все эти дебаты, нападки кандидатов друг на друга, соцопросы, экзитполы и объявление официальных итогов - есть некое шоу, мало относящееся к тому, что изб­ранный президент будет делать на самом деле.
Почему же такая великая страна, как Соединенные Штаты, может позволить себе столь откровенно карнавальные выборы? Да потому, что главный выбор уже состоялся - еще на стадии непубличного отбора тех, кого, в принципе, могут выдвинуть обе соревнующиеся партии. Поэтому финальная публичная часть - с действительным соревнованием отобранных кандидатов и с реально зависящим от явки и волеизъявления избирателей итогом - тоже есть необходимая уточняющая часть процесса, уточняющая индивидуальные и групповые различия в оплетке одного и того же стержня власти.
Но нынешние выборы все перевернули - раскололся собственно стержень власти. И этот уже свершившийся раскол, выразившийся в небывалом типажном различии кандидатов, был отдан на изменчивый выбор голосующих. Причем результаты этого выбора уже ничего ни отменить, ни изменить не смогут. КЛИНТОН ли опередит ТРАМПА на два, пять да хотя бы и на десять процентов, тот ли выскочит вперед - это тоже, как и на всех предыдущих выборах, подробности. Но подробности, уточняющие уже не отдельные акценты внутри несокрушимой властной конструкции, а как раз подробности ее неизбежного теперь… нет, не крушения, но - изменения самих основ того, на чем она была сформирована и держалась до сих пор.
И тут стоит оглянуться на историю.
Человек, хотя и тоже животное, отличается от прочих ненасытностью. Лиса не гоняется за второй шубой, медведю не нужна двухэтажная берлога, а корова не пойдет на дальний луг, если есть трава на ближнем. И только человеку всего мало: продуктов - в холодильнике, одежды - в шкафу, машин - в гараже. А еще более - творчества, славы и власти. Поэтому если прочая фауна просто вписывается в имеющийся ландшафт, человечество, освоив земной шар полностью, неотступно переделывает его под себя. Достигнув уже такого технического уровня, что через десяток-другой лет сольется с компьютером и превратится в нечто пока немыслимое. Но на сегодня за все тысячелетия развития люди создали всего три типа государственности.
Рабовладельческий - основанный на военном захвате территорий, населения и продуктов чужого труда. Феодальный - когда правящий класс живет не с военной добычи, а с присвоения плодов земли и трудов подданных. И капиталистический - когда власть перешла к индустриальным производителям, потихоньку сконцентрировавшись у владельцев главного станка - денежного. Военно-захватническому строю соответствовало природное язычество, феодализм востребовал единобожие, а капитализм опирается на религию денег.
И что еще важно: если в рабовладельческой и феодальной формациях первична власть, а приложением к ней являются и богатства, то в капиталистической - наоборот: хозяева денег сохраняют неизменное господство через регулярную замену функ­ционеров публичной власти.
И вот такая модель, подмяв и включив в себя менее эффективные государственности (нашу, например, феодально-рыночную), как раз по факту достижения глобального господства начинает изживать себя. Идео­логически - потому что упор в индивидуальное потребительство с ответвлениями в однополые браки - не лучший смысл жизни. Технологически - ростовщический пузырь удушающе велик. И социально - фактически колониальная эксплуатация феодальных периферий не добавляет общей устойчивости.
А Клинтон, которая будет пытаться и дальше сохранять расходящуюся по швам глобальную ростовщическую империю, или Трамп, намеренный спускать процесс на тормозах, это тоже немаловажные, но всего лишь подробности сопровождения все равно уже идущего глобального переформатирования.
Как это проецируется на нас?
Всемирная переделка слишком сложна, чтобы перечислять конкретные последствия. Одно хорошо - сам масштаб делает процесс относительно плавным.
Отсюда выводы:
а) укрепить нервы, общественную консолидацию и спокойствие;
б) аккуратно, но быстро высвобождать страну из феодального капкана.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть