Первый и последний

Казахстан и Украина: конец совместному самолетостроению
На минувшей неделе пришла довольно любопытная новость: хозяйственный суд Харьковской области Украины, рассмотрев иск республиканского госучреждения (РГУ) “Войсковая часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан” (г. Алматы) к Харьковскому государственному авиационному производственному предприятию (ХГАПП), решил в его удовлетворении полностью отказать. Таким образом, считают эксперты, сотрудничество в авиационной сфере между Казахстаном и Украиной можно считать законченным: первый новый Ан-74Т-200А с регистрационным номером 74082 (серия 22-04), поставленный Нацгвардии Казахстана в мае 2014 года по цене 27,79 млн. долларов, может оказаться последним. Почему казавшееся многообещающим сотрудничество двух стран в авиационной сфере завершилось фиаско, в материале наших украинских коллег.
Казахстан требовал не только расторгнуть договор № 002-145/2014 от 03.02.2014 г., заключенный между РГУ “Войсковая часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан” и Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ответчик), но и признать ХГАПП “недобросовестным участником государственных закупок”.
Договор был заключен на основании протокола от 30 января 2014 г. № 2 об итогах проведения государственных закупок среднего транспортного самолета из одного источника. В соответствии с ним ХГАПП должно было поставить заказчику на условиях DDP - Международный аэропорт г. Алматы, Республика Казахстан (Инкотермс-2000) - самолет Ан-74Т-200А.
В приложении № 1.1 к указанному договору “Графики изготовления, финансирование строительства, поставки самолета и услуг спецификации поставки” стороны согласовали, что поставка самолета будет осуществлена в октябре 2015 года.
В 2014-2015 гг. заказчик в установленном договором порядке оплатил поставщику денежные средства в сумме 15,202 млн. долларов:
- 7,5 млн. долларов - предоплата;
- 7,5 млн. долларов - за выполнение поставщиком 1-го и 2-го этапа по результатам составленного сторонами акта промежуточного контроля № 1;
- 202 284 доллара - за теоретическое обучение и тренажерную подготовку летного и инженерно-технического состава.
Однако письмом № 301/1287 от 15 октября 2015 г. ХГАПП сообщило казахстанской стороне, что техническая приемка самолета Ан-74Т-200А невозможна в октябре 2015 г. из-за его неготовности, и предложило перенести срок поставки на второе полугодие 2016 года.
24 декабря 2015 г. стороны заключили дополнительное соглашение № 3 к основному договору, которым на основании экспертного заключения торгово-промышленной палаты Украины о наступлении форс-мажорных обстоятельств № 9488/05.0-19 от 22.12.2015 г. срок сдачи-приемки самолета переносился на ноябрь 2016 года. Был также утвержден новый график производства, финансирования строительства, поставки самолета и предоставления услуг спецификации поставки.
В качестве основания для признания форс-мажора было указано постановление Верховной рады Украины № 1854 от 27.01.2015 г., которым Российская Федерация признана страной-агрессором, а соглашение между правительствами Украины и Российской Федерации о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18.11.1993 года прекращено постановлением кабинета министров Украины № 632 от 26.08.2015 года.
Напомним, что между правительствами Украины и РФ 20.08.1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники. Стороны договорились о сотрудничестве в сфере развития авиатехники по основным направлениям, в том числе включая серийное производство транспортного самолета Ан-74 (Ан-72) с двигателями Д-36 и обеспечение его эксплуатации.
В соответствии со ст. 5 указанного соглашения взаимная поставка материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства продукции гражданского и военного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном российско-украинским межправсоглашением о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18.11.1993 года.
В итоге суд пришел к выводу о том, что “Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, заключая договор и принимая на себя обязательства изготовить и поставить самолет Ан-74Т-200А, не предусматривало и не могло предусмотреть признание Верховной радой Украины Российской Федерации страной-агрессором и последующие действия государственных органов Украины, связанные с расторжением и отменой межгосударственных соглашений между правительствами Украины и Российской Федерации”, поэтому “указанные события вызвали отказ российских производителей-поставщиков комплектующих изделий (ПКИ) от выполнения своих договорных обязательств перед ХГАПП, что привело к нарушению сроков выполнения работ очередного этапа построения самолета и срока изготовления самолета в целом”.
В решении суда не сказано, какие именно российские предприятия отказались поставлять ПКИ, хотя подобных запретов со стороны правительства РФ наложено не было. Следовательно, поставки комплектующих изделий производства российских предприятий для выполнения контракта с Казахстаном стали невозможны именно из-за решения правительства Украины, что, однако, не помешало суду возложить ответственность на соседнее государство.
Впрочем, на результаты и ход сотрудничества между Украиной и Казахстаном все это уже не повлияет. Казахстанской стороне не только сорвали выполнение гособоронзаказа, несмотря на то что она пошла навстречу, согласившись с переносом сроков исполнения контракта более чем на год, но и через местный суд несправедливо отказали в естественном праве пострадавшей стороны, вытекающем из договорных условий, нарушенных украинской стороной. Едва ли это положительно скажется на дальнейшем развитии украинско-казахстанских отношений в области самолетостроения…
Диана МИХАЙЛОВА, независимый военный эксперт, РИА “НОВОСТИ-Украина”

