Вокруг Казахстана за 7 дней

Наша страна на неделю стала точкой притяжения для 100 туроператоров со всего мира. Национальная компания “Астана ЭКСПО-2017” провела для них информационные туры, которые включили посещение столицы, национальных парков, историко-культурных мест, космодрома Байконур, игорных зон и многого другого. Теперь крупнейшие зарубежные туркомпании знают, какие колоссальные возможности по привлечению туристов предоставляет международная выставка EXPO-2017.
Итогом состоявшейся конференции стало подписание пяти договоров на приобретение 74 тысяч билетов на международную выставку. И это, разумеется, не предел. Да и расслабляться рано, тем более что есть опыт стран, добившихся поразительного успеха в сфере туризма. Например, Грузия. Сравните: население этой небольшой страны втрое меньше, чем в Казахстане, зато туристов там побывало в прошлом году два миллиона, тогда как у нас всего 70 тысяч! Комментарии, как говорится, излишни.
Сегодня только ленивый не говорит о том, что пляжи в Боровом и на Алаколе очень грязные, цены кусаются, а придорожные туалеты, мягко говоря, не играют на имидж страны. Как Грузии удалось добиться такого наплыва иностранных гостей? Как эта страна развивала инфраструктуру, какие акции проводила для привлечения туристов? На эти и другие вопросы уполномоченному госоргану стоит поискать ответы, чтобы туристский потенциал Казахстана заработал на полную мощность, а не уповать на одну лишь EXPO-2017.
Возвращаясь к конференции, скажем, что иностранные туроператоры, среди которых были фирмы из России, Китая, Европы, Азии и СНГ, ознакомились с туристскими маршрутами по Западному кольцу страны, Шелковому пути, Восточному и Северному Казахстану и, конечно, Астане и Алматы. Они прошлись по местам, которые включены в реестр из 73 (!) маршрутов международной выставки. Например, в Шымкенте представитель итальянского туроператора по предложению организатора инфотура ночевал в юрте. Свой восторг он передал так:
- Я никогда не ночевал почти под открытым небом. Я никогда не видел столько звезд! Я никогда это не забуду!
Чтобы обменяться впечатлениями от проведенного информационного тура и в целом оценить туристский потенциал Казахстана, зарубежные и отечественные туроператоры, представители госорганов и нацкомпании “Астана ЭКСПО-2017” собрались на конференции в минувший понедельник в Астане. Директор нидерландского туроператора Kazakhstan Tours Адрианус Матеус НИКОЛАС отметил, что уже на протяжении нескольких лет организует поездки туристов из Голландии в Казахстан.
- Казахстан - довольно новая страна, однако большая часть наших граждан знает, что она существует и где находится. Это уже хорошо! Многие заинтересованы в вашей стране, живут здесь по две-три недели, изучают природу, историю, культуру. Они хотят видеть реальный Казахстан, сельскую жизнь, хотят попробовать местную еду. Хотя 10 процентов европейцев - вегетарианцы, и им не так просто найти здесь подходящие блюда, - поделился г-н Адрианус.
Большинство туристов, продолжил он, люди со средним доходом, и им не нужны супердорогие отели. Они хотят побыть на природе и согласны останавливаться на ночлег в гостевых домах, они любят посидеть за круглым столом в гостях у казахстанцев. Иными словами, быт казахов - тоже своего рода достопримечательность, которая притягивает, интересует иностранных гостей, в особенности, как отметил г-н Адрианус, молодых людей, которые любят приключения.
Нидерландцы заинтересованы в основном в экотуризме, большинство из них объезжают всю республику. Особенно их привлекают Актау, Атырау, космодром Байконур. Им нравится, что в Казахстане проходит много различных спортивных мероприятий.
За последние 10 лет самым привлекательным местом для туристов стала Алматинская область, потому что там красивый ландшафт и есть вся необходимая инфраструктура. А с недавнего времени благодаря своей уникальности и красивой архитектуре привлекательным местом для туристов стала и Астана. Спросом пользуются также Шымкент и Тараз, известные своей богатой историей.
Однако есть у нас и места, как подчеркнул нидерландский туроператор, которые требуют серьезного развития.
- Это два прекрасных многообещающих региона - Мангистау и Алтай, они требуют улучшения инфраструктуры. Очень популярны сегодня туры в Алматы. И, конечно, отличный шанс привлечь больше туристов - это выставка EXPO-2017, - говорит Адрианус Матеус Николас.
Резюмируя выступление туроператора, исполняющий обязанности директора департамента индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию Кайрат САДВАКАСОВ призвал отечественных туроператоров обращать внимание на потребности клиентов.
- Европейский турист любит аутентичность - проживание в юртах, местных домах. Для него очень важен интерактив с местным населением. Надеюсь, многие казахстанские туроператоры задумаются и смогут создать новые турпродукты в интересах европейского рынка. Тем более что сегодня Казахстан имеет безвизовый режим с 20 странами дальнего зарубежья, - обратился к участникам совещания г-н Садвакасов.
Ни для кого не секрет, что нацкомпания, занимающаяся подготовкой к предстоящей международной выставке, проводит большую работу по повышению узнаваемости Казахстана. Стоят грандиозные задачи по привлечению посетителей выставки, что, безусловно, обеспечит “долгоиграющий” мультипликативный эффект. Как отметил управляющий директор НК “Астана ЭКСПО-2017” Аллен ЧАЙЖУНУСОВ, только в приграничных регионах России проживает порядка 30 миллионов человек.
- То есть окружающие нас рынки огромны. Сейчас прорабатывается вопрос о дополнительных авиасообщениях. После проведения выставки в Корее посещаемость страны увеличилась на 9,5 процента, в Китае - на 27,5 процента, в Милане - на 4,5 процента. На протяжении последних пяти лет туристский рынок дает динамику прироста порядка 50 миллионов человек в год. У нас есть идеальная возможность воспользоваться этим! Поэтому была проведена данная серия инфотуров. Она не последняя. Бизнес реагирует - понимает, что есть продукт, который можно продать, - отметил Аллен Чайжунусов.
Нацкомпания, продолжил он, разработала стратегию по продвижению предстоящей в 2017 году выставки. Она включает промоушн в социальных сетях, в СМИ, работу с экспертами, туры блогеров. Промежуточным итогом такой кампании стали порядка 3000 информационных материалов в зарубежных СМИ.
- У нас реализуется проект с телеканалом Discovery. Ожидаем подведения итогов премии National Geographic. Мы ставим амбициозную задачу - войти в топ стран, посещаемых туристами по рекомендациям ведущих мировых таблоидов. Когда мы говорим об EXPO, то говорим и о Казахстане - о прекрасных местах, которые можно посетить, - отметил Чайжунусов.
Он напомнил, что в 2017 году наша страна ожидает порядка пяти миллионов посещений международной выставки. Львиную долю иностранцев организаторы EXPO-2017 ждут из приграничных стран - России, Китая и стран Центральной Азии, а также из Западной Европы.
К слову, такие ожидания вполне оправданны: многие иностранные туроператоры отмечают, что количество туристов, желающих посетить Казахстан, растет.
- Казахстан - это вторая Швейцария в Центральной Азии. В основном мы организуем рейсы в Алматы. Люди здесь очень приветливые и гостеприимные. В 2016 году объем нашей работы увеличился. Думаю, в следующем году он станет еще больше - спрос увеличится вдвое, - прогнозирует представитель индийского туроператора господин РАДЖ.
Тулеген БЕКМАГАМБЕТОВ, генеральный директор российского туроператора “Три кита”, занимающегося специализированными турами на курорты Казахстана с 1997 года, отмечает, что особый интерес наша страна вызывает у жителей Омска, Кургана, Екатеринбурга. Он выразил уверенность, что EXPO-2017 даст мощный толчок развитию туризма в Казахстане.
Разумеется, информационные туры - отличный шаг на пути к развитию отечественной туристической отрасли, но нужны четкая стратегия и конкретные шаги для достижения этой цели, которая должна стоять перед правительством.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото предоставлено пресс-службой АО НК “Астана ЭКСПО-2017”, Астана

