О Нацбанке и нацэкономике

Есть ли они у нас?
В Алматы здание Национального банка по представительности, размерам да и по форме мало в чем уступает комплексу Федеральной резервной системы в Вашингтоне. Форма же предполагает заполнение соответствующим содержанием - в этом Национальный банк Казахстана тоже возвышается во всех смыслах над остальными (не считая Акорду) государственными ведомствами. Так, если вы хотите получить самое свежее и сжато-полное представление о текущем состоянии экономики Казахстана, не вздумайте терять время на сайте Министерства национальной экономики - отправляйтесь сразу на сайт Национального банка.
Там вы найдете не только все расклады по собственно кредитно-денежной политике, зоне ответственности НБК, но и очень хорошо оформленную - таблицы, цветная инфографика - аналитику по процессам, выходящим за рамки монетарной проблематики.
К примеру, в разделе “краткий обзор экономики” вы действительно найдете не такой уж краткий и всесторонний обзор, регулярно обновляемый по последним статданным. А в “обзоре инфляции” вы сможете не только обозреть самую последнюю ценовую и общеэкономическую ситуацию в Казахстане, но и узнать, как с этим обстоит дело в США, Китае, России и других важных частях света.
Или, скажем, “мониторинг предприятий” - ну от какого еще профильного министерства мы дождемся регулярных опросов предприятий по экономике вообще и отраслевым разрезам в частности?
Министерство национальной экономики тоже не маленькое ведомство, но куда наполнению его сайта до нацбанковского!
Справка, например, об итогах социально-экономического развития там висит только за январь-март 2016 года, когда уже и второй квартал позади. Аналогично, что последние изменения в прогноз социально-экономического развития на 2016-2020 годы вносились в ноябре прошлого года - аналитика, мягко говоря, не свежая.
Зато имеется “информация о достижениях РК за годы независимости” - документ, как говорится, на все времена. А если вы польститесь на “информацию о деятельности министерства в рамках перехода к “зеленой” экономике”, откроется… пустота.
В целом же получается удивительное смешение компетенции и ответственности.
Национальный банк содержит массу квалифицированных специалистов, быстро, полно и качественно обзирающих национальную экономику, тогда как Министерство национальной экономики особо не напрягается. Спрашивается: зачем Нацбанку заходить в чужой огород, когда и свой-то не особо обихожен? Разве у нас так все замечательно со стабильностью тенге и обеспечением доступными кредитами, что можно делать обзоры обо всем?
Или возьмем ту же инфляцию -
предмет особо пристального отслеживания Национальным банком: монетарная составляющая в ней важна, но немонетарных факторов существенно больше. Отслеживать и анализировать их полагалось бы правительству, тому же МНЭ, тогда и со сдерживанием цен было бы получше. Однако все взвалил на себя Национальный банк, хотя именно его - через обесценивание тенге - вклад в инфляцию наибольший.
Да, в конституционном законе “О Национальном банке” записано, что его цель - поддержание стабильности цен, но и тут налицо явная нестыковка: не может монетарный орган один обеспечивать стабильность цен! Это все равно что сделать дорожную полицию ответственной и за качество дорог, и за весь автопром в стране.
К примеру, стабильность цен и плавающий курс не совмещаются в принципе. Национальный банк, выходит, своей курсовой политикой опровергает свое конституционное предназначение, и вовсе не тайным образом - как все это можно объяснить?
Легко!
Печальная суть в том, что про национальную экономику в Республике Казахстан говорить трудно - мы скорее имеем набор фрагментов, встроенных в экономику внешнюю. Национальный банк в такой системе не является собственно национальным - он, по сути, есть местное представительство внешнего - глобального - инвестора и кредитора. И в отчетах его содержится вся необходимая и достаточная для внешнего знания экономическая информация.
Министерство же национальной экономики сугубо местный орган, которому при такой фрагментарной экономике полагается присутствовать, но никак не посягать на ее внешнюю суть. Ни отчетностью, ни тем более аналитикой.
Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Пётр Своик