Экибастузские вагоны - в лизинг
В ТОО “Казахстанская вагоностроительная компания” за счет денег пенсионного фонда решено реализовывать лизинговую программу. Уже заключен пятилетний контракт на передачу 7,5 тысячи вагонов в аренду крупнейшему национальному мультимодальному контейнерному оператору - AO “KTZ EXPRESS”, которое занимается перевозками грузов в Китай и Европу.
Как рассказал газете “Время” руководитель группы антикризисного управления ТОО “КВК” Александр КЕРЛАХ, только по договору с KTZ EXPRESS экибастузское предприятие ежегодно должно будет выпускать 1500 новых платформ.
- На протяжении пяти лет государство активно вкладывало средства в разные программы: выдавало деньги на обновление оборудования, строительство новых производств, связанных с машиностроением, в том числе и на производство железнодорожных вагонов, - говорит Александр Керлах. - ТОО “КВК” успешно проработало 2013-2014 годы, выпуская по 2,5 тысячи полувагонов, чем закрывало потребности казахстанского рынка на 20-30 процентов в год. Это универсальные платформы для перевозки казахстанских грузов - угля, зерна, руды и т. д. Основным заказчиком было АО “КТЖ”, с которым подписаны долгосрочные контракты. Но в силу отрицательных трендов в экономике, девальвации наши вагоны стали дороже российских на 30 процентов, поскольку у нас масштабы с тем же “Уралвагонзаводом” несопоставимы. С января прошлого года заказы АО “КТЖ” были остановлены. Представьте, предприятие резко останавливается в один день, заморожены активы, лежат ТМЦ, незаконченная продукция, растут долги по зарплате и прочие “прелести”. С июня мы разрабатывали лизинговые программы для операторов Казахстана. Сумма, выделяемая для программ кредитования лизинга грузовых и пассажирских вагонов из пенсионного фонда, достаточно высокая - в районе 18 процентов. Наши модели не рассчитаны на такую высокую стоимость. Это инфраструктурный проект, вагон с жизненным циклом 32 года, и лизинг у нас рассчитан минимум на 10 лет. Получается, операторы, которые берут вагоны, за 10 лет должны будут выплатить почти три их стоимости. Структурные проекты подразумевают финансирование на уровне семи-восьми процентов. Правительство, понимая эту ситуацию и понимая в целом проблематику отрасли, приняло решение 10 процентов из 18 субсидировать из бюджета республики. Но поскольку деньги пенсионные, ответственность очень большая. Поэтому, для того чтобы получить эти деньги (речь идет о 2,5 млрд. - О. В.), надо проделать очень большую работу: внести изменения в отраслевой закон, разработать правила предоставления субсидий, сделать бюджетную программу. Этим мы сейчас при поддержке местных властей и занимаемся, деньги должны получить не позднее июля.
Напомним, ТОО “Казахстанская вагоностроительная компания” образовалось в 2008 году. В феврале 2015 года по итогам совещания под председательством первого заместителя премьер-министра РК был подписан меморандум между акимом Павлодарской области и АО “НК “КТЖ” на 25 млрд. тенге, согласно которому нацкомпания должна была подать заявку в ТОО “КВК” на поставку 1244 вагонов в год. А КВК в свою очередь на 2,5 млрд. тенге должно было подписать договор с ТОО “Formatmachcompany”, реализующим инвестиционный проект по освоению среднего и крупного вагонного литья. Но заявок так и не последовало. Как сообщил во время итоговой встречи с населением бывший тогда акимом Павлодарской области Канат БОЗУМБАЕВ, в прошлом году казахстанская вагоностроительная отрасль в связи с отсутствием заказов не выпустила ни одного вагона.
Ольга ВОРОНЬКО, Павлодар