3501

Один - с сошкой, а семеро...

Правительство опубликовало список из 75 человек, вошедших в состав комиссии по земельной реформе, весьма оперативно исполнив президентское поручение.

Напомним, 5 мая глава государства признал провальной информационно-разъяснительную работу министерств национальной экономики и сельского хозяйства по земельной реформе.
Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил продолжить эту работу в рамках специальной комиссии при правительстве под председательством первого вице-премьера Бахытжана САГИНТАЕВА.
Сказано - сделано! В минувший четверг кабмин отрапортовал: “Есть такая комиссия!”
Списки “чрезвычайных земельных комиссаров” уже всем известны. Сразу бросается в глаза: недооценки предстоящей работы там, в Астане, ни у кого нет. Скорее даже наоборот. В информационно-разъяснительный прорыв брошены аж 75 бойцов.
Есть среди них и действительно авторитетные люди. Например, никто не сомневается, что привлечение к работе Мухтара ШАХАНОВА делу не повредит. Он, говоря языком болашаковцев, уже давно признанный “лидер мнения”, причем не только среди сельчан. Вряд ли опыт и знания доктора экономических наук Кенжегали САГАДИЕВА окажутся пустыми и бесполезными. Присутствие в комиссии генерального директора агрофирмы “Родина” Ивана САУЭРА тоже говорит само за себя. Вполне понятно нахождение там министра сельского хозяйства Аскара МЫРЗАХМЕТОВА. Непонятно другое: почему его предшественник Асылжан МАМЫТБЕКОВ просто самоустранился от земельной реформы, словно он - министр тяжелой промышленности или атомной энергетики?
Еще ряд фигур вселяет надежду на то, что комиссия заработает не на шутку и поработает на славу. В частности, Зауреш БАТТАЛОВА известна своей принципиальностью. Да к тому же ее включение - толстый намек на привлечение оппозиции (пусть хотя бы такой, раз другой нет). Радует, что не обошли стороной тех, кто первым организовал митинг в Атырау против введения в действие поправок Земельного кодекса. Во всяком случае, некоторые эксперты, в том числе и вошедший в комиссию Марат ШИБУТОВ, полагают, что это сделал председатель неправительственной организации “Арлан” Макс БОКАЕВ. И посмотрите: его не только за это не преследуют, но и позвали поработать на благо государства и общества.
В то же время знакомство с составом комиссии оставляет ощущение, что стенографисты на расширенном заседании правительства не все поручения главы государства записали.
Нурсултан Назарбаев критиковал кабмин за келейный характер работы, что всегда нехорошо, а в таких важных вопросах, как земельная реформа, - архивредно. И это опасно не только для самой правящей элиты, но и для стабильности в стране.
Глава государства напомнил тогда, что всего в Казахстане более 8 тысяч сельхозпредприятий, почти 180 тысяч крестьянских и фермерских хозяйств, а еще свыше полутора миллионов семей занимаются в аулах подсобным хозяйством. В конце концов, 43% казахстанцев проживают в сельской местности! Но мнением этих людей при обсуждении поправок в Земельный кодекс чиновники и депутаты прошлого созыва особо не интересовались.
- Они целыми днями работают в поле, на ферме, на джайляу, а не сидят перед телевизором в ожидании ваших новостей. Но вы при разработке своих предложений закрываетесь в министерстве и сами между собой все решаете. От кого закрываетесь? Для кого тогда пишутся наши законы?! - возмущался президент.
Конечно, ни у кого не было иллюзий, что после таких напутствий правительство тут же - в полном составе, вместе с секретаршами и стенографистками - выедет на поля, на фермы, на джайляу и нач-нет спрашивать у крестьян: чего же вам, кормильцы, хочется от Земельного кодекса? Но увидеть в составе комиссии больше людей, что называется, от сохи наверняка ожидали многие.
Однако чистых сельхозников здесь раз-два и обчелся, вернее, около двадцати.
Остальной “списочный состав” добрали за счет чиновников, разбавленных депутатами, поэтами, политологами, писателями и руководителями разного рода НПО, многие из которых хотя бы в силу своего возраста не познакомились с сельским хозяйством даже на сельхозработах в вузе. Ну и кое-кто из “земельных комиссаров” попал в комиссию, видимо, не за трудовые победы на нивах или отгонах, а за бескомпромиссные баталии в социальных сетях. Среди таковых есть даже звезды Фейс-бука - с сотнями лайков и перепостов в послужном списке.
Не совсем понятно обывателю нахождение в комиссии руководства некоего Международного института человека или Института европейского права и прав человека наряду с правлением... Союза писателей.
Почему так получилось? Времени не хватило для более тщательного отбора или комиссию формировали по лекалам Верховного Совета СССР, когда требовалось организовать равномерное представительство всех слоев населения - от доярок до академиков? Если второе, то тогда получилось, пожалуй, даже лучше, чем во время предпоследних парламентских выборов! Неидеально, конечно, но лучше.
Правда, с художниками и режиссерами неудобно вышло. И еще военных обошли стороной. Мест, наверное, не хватило. А расширять состав комиссии больше 75 - это вообще контрпродуктивно: у семи нянек дитя уж точно останется без глазу...
Но в целом, безусловно, правы те, кто говорит, что наш народ еще не полностью готов к демократии. Вот сходили люди сами в марте на новые выборы, проголосовали. И что в результате? Избранный парламент получился таким, что пришлось комиссию создавать: авось она быстро разберется с тем, что напридумали бывшие народные избранники...
Что ж, подведем итоги. В целом появление комиссии, конечно, можно только приветствовать!
Единственное, что напрягает простого обывателя, - это наличие в ее составе политологов. Они-то здесь к чему? Опять будут дурить людям голову своими политтехнологиями? И если будут дурить, то кого? Народ или того, кто поручил созвать комиссию?

Игорь НЕВОЛИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть