2401

...И не едут даже поезда

Минобразования и науки (МОН) страны под натиском общественности и наставлений главы государства, надо полагать, денно и нощно ищет правильные пути оптимизации школьной программы. Но как ее перестроить? Какие предметы сохранить, а от каких можно без ущерба качеству образования отказаться? Семейские учителя и краеведы считают: ключевые вехи родной страны детям нужно преподавать вместе с историей малой родины. Главное - в образовательном процессе не должно быть формального подхода, полагают они.

В 2013 году в школьной программе появился факультативный курс “краеведение” для седьмого класса. Объем учебной нагрузки составляет один час в неделю, то есть всего 34 часа.
- Увы, в основном на этих уроках учителя рассказывают о флоре, фауне, географических особенностях местности. Собственно истории родного края там очень мало, - констатирует недавно вышедшая на пенсию преподаватель кафедры истории пединститута Даметкен БРАЛИНОВА (на снимке).
В краеведческом обществе Семея “Прииртышье” полностью разделяют сожаление и обеспокоенность учителей - патриотов родного края - низким уровнем преподавания истории малой родины местным школярам. Чтобы как-то исправить ситуацию, недавно крае­веды инициировали совместно с областным историко-краеведческим музеем и городским отделом образования семинар для учителей истории средних школ Семейского региона, так и назвав его - “Краеведение - путь воспитания казахстанского патриотизма”. Цель - наладить контакты учителей истории с сотрудниками музея, архива и библиотек города.
- Доклады, которые готовят дети в рамках курса “краеведение”, - это просто сплошные перепосты из Интернета! - сетует известный местный краевед Павел ЖУКОВ (на снимке). - Они скачивают первую попавшуюся информацию и сдают учителю. Между тем неточностей, а зачастую и откровенной дезинформации в Сети запредельно много. Этим грешат и СМИ, и даже составители учебников. С другой стороны, у учителей, и тем более у школьников, нет критического подхода к отбору материала, его подлинности. Понятно, что далеко не все располагают временем, чтобы часами просиживать в архиве в поисках какой-нибудь исторической справки. Но кто мешает проконсультироваться по интересующему вопросу с краеведами?
- С какими ошибками школьников вам приходилось сталкиваться? - продолжаю я наш диалог с краеведом.
- Доходит до смешного! Так, на школьной краеведческой конференции одна девочка поведала, что до обретения независимости в Казахстане не было… железных дорог! Ладно, допустим, она не знает о том, что Туркестано-Сибирская магистраль - легендарный Турксиб - была построена в 1930 году. Но как можно говорить, что поезда в нашей стране начали ходить только 25 лет назад?! Кто ее учителя? Но хуже всего в этой ситуации, что педагоги не реагируют на ошибки и плагиат в докладах своих учеников! И не потому, что учителя не знают истории. А потому, что их загруженность, колоссальная рутинная работа - с бумагами и различными отчетами по всякому мало-мальскому поводу - не дают им возможности проверить каждое слово, цифру, историческую дату.
- Действительно доходит до смешного, когда некие псевдоисторики начинают искать источник мироздания. Один из недавних перлов, растиражированных, к сожалению, моими коллегами, о том, что древние греки и римляне произошли от казахов.
- Ну что сказать? Когда во второй половине XIX века в Российской империи появилась возможность обрести звание потомственного дворянина, каждый новоявленный дворянин старался доказать, что его предки чуть ли не РЮРИКИ. Люди, не зная своей истории, стараются ее выдумать. А если бы они занялись изучением подлинной истории своего рода, своего края, своей страны, они бы убедились, насколько она великолепна!
Когда мы занимались изучением рудника периода бронзового века в Дельбегетее, выяснилось: шахты, в которых добывалась оловянная руда 3500 лет назад, - это уникальное место! Наше Среднее Прииртышье - это древнейший центр мировой металлургии. Олово отсюда - из крайне редких месторождений - экспортировалось в Малую Азию вплоть до Эгейского моря. Вот чем надо гордиться, а не выдумывать, что шумеры произошли от казахов и тому подобную чушь. В наших горах Кокен-Тау редчайшее скопление наскальных рисунков, выполненных охрой. Там же есть прообраз первой географической карты. Первобытный охотник изо­бразил трехглавые горы и рядом битых архаров. То есть он отметил место удачной охоты. Все эти рисунки сохранились, как будто были сделаны только вчера. Если школьные учителя вместе со своими учениками увидят все это своими глазами, своими руками потрогают наконечник стрелы, которую наш предок сделал три тысячи лет назад, дети будут гордиться, что они уроженцы этих мест.
- Параллели с историей родного края можно проводить при изучении любого периода всемирной истории - будь-то первобытно-общинный строй, Средневековье, XIX век или новейшая история, - убежден краевед Владимир БОРОВИНСКИЙ.
Поэтому логическим продолжением факультативного курса “краеведение” могла бы стать учебная программа “История Восточного Казахстана с древнейших времен до современности” для восьмых и девятых классов, которую Даметкен Бралинова вместе с коллегами разработала в рамках гранта МОН. Были выпущены учебники и методические пособия, в течение двух лет учебная программа прошла успешную апробацию в трех школах Семея. Ее разработчики получили массу положительных отзывов, в том числе и от придирчивых краеведов. На базе этой программы можно было бы разработать аналогичные, адаптированные для других регионов страны. Однако экспериментальный курс Бралиновой и ее единомышленников так и не вошел в школьную программу.
- Но не это главное, - считает Даметкен Бралинова. - Все зависит от личности учителя и его профессионализма. Даже если в школьной программе не будет ни одного часа на изучение краеведения, хороший преподаватель может научить своих учеников критически мыслить и самостоятельно добывать достоверную информацию об истории родного края. Тогда школьники смогут безошибочно отличать правду от потока дезинформации, невежества и заблуждений.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора и с сайта pravsobor.kz, Семей

От редакции

Вопрос на засыпку Министерству образования и науки: а может, действительно есть смысл объединить историю Казахстана и краеведение в один предмет и преподавать его в школах через преломление памятных событий родного края?

Кстати

Бумага не всё стерпит

С сентября 2016 года планируется запретить в школах бумажную отчетность.
- Это наша цель - отменить бумажную отчетность учителей. Для того чтобы ее достичь, работа ведется в трех направлениях, - рассказал министр образования и науки Ерлан САГАДИЕВ, отвечая на соответствующий вопрос в ходе встречи с общественностью в Астане 27 апреля.
По его словам, сейчас усиливается IT-департамент министерства, специалисты которого объединяют разрозненные базы данных в единую.
- До настоящего времени у нас на школу (с проверкой. - КазТАГ) имело право выходить любое ведомство и требовать отчетность. В новом законе о защите прав детей есть норма, где Минобразования является единственным органом, имеющим право требовать от школ отчетность. Если что-то хотите знать, приходите в министерство, а не в школу, - подчеркнул Е. Сагадиев.
Вместе с тем министр добавил, что нужно разобраться, упорядочить и сократить объем отчетности, который от школ требует само образовательное ведомство.

По сообщению КазТАГ


Поделиться
Класснуть