Великая американская мечта,
которую воплотят Поднебесная и Великая степь
На этой неделе в Астане прошло очередное заседание казахстанско-китайского делового совета в формате инвестфорума. Компании двух стран презентовали свои проекты в нефтяной, логистической, телекоммуникационной, энергетической областях, сфере недвижимости. “У Казахстана и Китая налажено хорошее сотрудничество между крупными компаниями, - отметил в своей приветственной речи зампред комитета по содействию международной торговле КНР ЛУ Пенчи. - Наша дальнейшая цель - наладить сотрудничество малого и среднего бизнеса. Наши предприниматели хотели бы, чтобы казахстанская сторона упростила получение бизнес-виз. Это способствовало бы дальнейшему росту экономической интеграции”. Естественно, при обсуждении вопросов сотрудничества зашла речь и о проекте “Один пояс - один путь”, инициатором которого является Поднебесная. Напомним, данный проект нацелен на восстановление Великого шелкового пути. В частности, было отмечено, что казахстанский логистический терминал в порту Ляньюньган в северо-восточной части Китая на побережье Желтого моря стал одним из центров возрождающегося экономического пояса.
Путь - старый, пояс - новый
Проекту “Один пояс - один путь” Китай уделяет огромнейшее внимание. И не упускает даже малейшей возможности разрекламировать его где бы то ни было.
К примеру, когда группа журналистов из СНГ посетила дружественную страну в рамках пресс-тура, посвященного данному проекту, генеральный секретарь сети международных обменов ассоциации China NGO г-н Ю Джихуа заявил, что принять участие в возрождении Шелкового пути может любая страна мира.
- А США? - спросил я с легким намеком на борьбу на мировой арене Вашингтона и Пекина.
- Безусловно! - не раздумывая ответил г-н Ю. - Мы рады любым партнерам и инвесторам. Наша китайская мечта - обеспечить стабильное экономическое развитие всего мира (см. “Сказ о великой китайской мечте”, “Время” от 23.9.2015 г. - Ред.). И не важно, далеко ли от Шелкового пути государство, желающее принять участие в проекте. Любой партнер может ничего не опасаться, так как Китай никогда не сделает никому плохо! А китайская армия (тут спикер выдержал небольшую, но эффектную паузу. - Р. Б.) приложит все силы, чтобы обеспечить безопасность этого проекта и его участников.
В дальнейших разговорах с партфункционерами Компартии Китая (КПК) мне сообщили, что идея проекта “Один пояс - один путь” не совсем китайская, а скорее... американская!
Вернувшись домой и покопавшись во Всемирной паутине, я нашел подтверждение данной информации.
Оказывается, еще в середине 2000-х в недрах вашингтонских аналитических центров начали разрабатывать концепцию нового Шелкового пути. По некоторым данным, автором идеи является Фред СТАРР, глава Института Центральной Азии и Кавказа - небольшого аналитическо-исследовательского центра, который работает при поддержке Центра стратегических и международных исследований. Первоначально на разработки Старра никто из высокопоставленных чиновников не обращал никакого внимания, однако в 2011 году ситуация изменилась. После того как спецпредставителем президента США Барака ОБАМЫ в Афганистане и Пакистане стал Марк ГРОССМАН, госдепартамент заинтересовался идеей Старра, которую активно на тот момент стали продвигать тогдашние руководитель Центрального командования Дэвид ПЕТРЕУС и госсекретарь США Хиллари КЛИНТОН. Новый Шелковый путь, по замыслу Фреда Старра, должен был связать инфраструктуру: автомобильные и железные дороги, линии энергоснабжения стран постсоветской Средней Азии с Афганистаном, Пакистаном и Индией. Для реализации данного проекта Пакистану предложили выделить из своего бюджета 46 млрд. долларов. Однако возглавлявший в тот момент страну Асиф Али ЗАРДАРИ ответил отказом, так как не видел смысла вкладывать деньги в развитие торговых связей со своими соседями Афганистаном и Ираном.
Тогда американцы обратились к Китаю. И Поднебесной, а точнее ее руководителю СИ Цзиньпину, идея пришлась по душе! После этого он в 2013 году во время своих визитов в Казахстан и Индонезию предложил план по возрождению Великого шелкового пути в рамках проекта “Один пояс - один путь”.
На сегодняшний день проект оценивается примерно в 3 трлн. долларов. Причем Пакистан потратит все те же 46 млрд. долларов на подготовку соответствующей инфраструктуры. Но с одной большой разницей - не из своего кармана, а за счет Китая.
Неисповедимы людские пути
В китайском городе Чунцин нашей делегации журналистов показали исторический музей, посвященный Шелковому пути. В первом зале высится величественная статуя всадника. Это ЧЖАН Цянь (умер в 114 г. до н. э.) - китайский путешественник и дипломат, считающийся одним из тех, кто, по сути, создал Великий шелковый путь. Поблизости размещена карта с условными обозначениями шелковых путей древности. Я насчитал примерно шесть основных магистралей и примерно столько же крупных ответвлений. Один из путей проходил по морю.
- Зачем нужен Шелковый путь, если бизнесмены и предприниматели уже давно наладили торговые связи между нашими странами безо всякого государственного участия? - спросили мы у замсекретаря парткома КПК провинции Ганьсу г-на ОУЯН Цзяня.
- Проект “Один пояс - один путь” - это стратегически важная идея, - последовал ответ. - И здесь очень важна заинтересованность не только и не столько бизнеса, сколько непосредственно самих глав государств.
- Шелковый путь существовал 2000 лет назад, - в свою очередь заявил нам член политбюро ЦК КПК ЛИ Юньшань. - Он сыграл важную роль во взаимопроникновении культур, религий и в развитии торговли между народами, населявшими те страны, через которые пролегал этот путь. Выдвижение Си Цзиньпином этой идеи обусловлено в первую очередь историческими связями, но проект нового Шелкового пути нацелен на будущее. В 2030 году Шелковый путь будет функционировать от Шанхая до Афганистана и Западной Европы. Мы заинтересованы в новых партнерах и в первую очередь - в Англии. Она должна присоединиться к этой эпохальной инициативе, так как идея отвечает тенденциям мирового развития. Посмотрите на Китай. Мы в свое время сделали акцент на экономическом развитии. И вот спустя 30 лет Китай стал второй экономикой мира. Мы все живем в одной глобальной деревне, а потому ни одна страна не может оградить себя от Китая или от остального мира. Слухи, что инициатива “Один пояс - один путь” является маскировкой для китайской экспансии и попытки захвата других стран, беспочвенны! В течение ближайших пяти лет Китай выделит на реализацию данного проекта 1 трлн. долларов. Как видите, мы относимся к этой идее очень серьезно, потому что существующая экономическая модель мира изжила себя и требует новых идей и форматов.
Примечательно, что Казахстан в реализации американо-китайской мечты принимает далеко не последнее участие. Как известно, Нурсултан НАЗАРБАЕВ и Си Цзиньпин договорились о сопряжении проекта Шелкового пути и программы “Нурлы жол”. Так что Китай и Казахстан вместе пойдут по этой дороге.
Остается добавить, что на днях в китайском городе Сиань завершился Евро-азиатский экономический форум. Как сообщили наши китайские коллеги, на этой встрече КНР и Казахстан заключили десять соглашений о сотрудничестве в сфере транспорта, строительства логистической, промышленной и энергетической инфраструктуры, земледелия, скотоводства, зеленой экономики и т. д.
Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото автора, Алматы