Фига с КРЕМом

Почему “заморозка” оптовой стоимости киловатт-часа не согреет рядового потребителя
Повышения оптовых цен на электроэнергию на следующий год не предвидится - такую радостно-вопросительную весть со ссылкой на председателя комитета атомного и энергетического надзора Минэнерго Сунгата ЕСИМХАНОВА принесло “Время” (см. “Электрошока не будет?!” от 18.9.2015 г.).
И не зря информация сопровождена вопросительным знаком: в электричестве, я вам скажу, все устроено посложнее, чем на обычном рынке, где после опта следует розница.
Если брать собственно процесс, то там всего три вида субъектов: электростанции, электросети и потребители. Причем если уж совсем честно, то все вместе и любая часть системы электроснабжения - это 100-процентная естественная монополия, требующая государственного регулирования. Но с чубайсовско-аблязовских времен это дело замудрили по-либеральному, разбив то, где свободного рынка нет в принципе, на оптовый и розничный уровни, как бы с конкуренцией. А для связки придумали ЭСО - энергоснабжающие организации, которые сами электричество не производят и не передают, а только им торгуют - покупают на “оптовке” и продают в розницу.
Предполагалось, что свободно-рыночное составление пар электростанция - ЭСО обеспечит загрузку наиболее экономичных станций и оптовый закуп наиболее дешевой электроэнергии. А мы с вами, свободно выбирая любой “энергосбыт” в рознице, сможем заиметь самого дешевого поставщика.
В жизни все, конечно, проще: рынка как не было, так и нет, вместо него административно-лоббистская распределиловка - далеко не в нашу пользу. Никаких конкурирующих цен электростанции оптовым покупателям не предлагают - тарифы им сразу с 2009 по 2015 год утвердило правительство. С ежегодным ростом, опережающим, конечно, общий темп роста цен в стране. Конкретно тарифы за эти семь лет выросли в два раза, причем в них была сознательно включена “предельная” надбавка, рассчитанная на обновление и расширение мощностей.
Насколько это сработало? Скажем так: обновилось и расширилось, но… очень относительно.
Пары продавцов - покупателей на “оптовке” составляет вовсе не свободный выбор (которого нет), а прямая аффилированность и некий “базарком” по не доводимым до широкой публики соображениям. Точно так же вне публичного доступа и информация, кто с кем контрактуется, сколько и почем продается-покупается. До нас с вами доводятся только те тарифы, по которым снабжаются население и “простые” юрлица. А это менее 20 процентов - остальная электроэнергия уходит оптом мимо розницы крупным предприятиям-экспортерам и прочим “нерядовым” потребителям по закрытым для информации ценам.
Так вот: пока не грянула девальвация 20 августа, Минэнерго планировало не просто продолжать практику “предельных” тарифов, но и догрузить вот этот совсем не рыночный “оптовый рынок” электроэнергии еще и рынком мощности. Проще говоря, торговать не только действительно производимой энергий, но и той, которой пока нет вовсе и мощности для которой надо еще только строить.
При этом энергетическое ведомство аккуратно избегает самого упоминания, какой тарифный рост для этого потребуется. Ни в одном программном документе на 2020, 2025 и 2030 годы этого нет, ибо пугающие получаются прикидки.
Вот в таком контексте и надо понимать весть о замораживании оптовых тарифов на 2016 год: прежней стратегии с разгону выписан “красный свет”, а взамен - что? Неизвестно...
Но это еще не вся “электромузыка”. В потребительский тариф помимо опта входит цепочка тарифов на диспетчеризацию, высоковольтную, межрегиональную и местную сетевые передачи и... та самая “снабженческая” надбавка. Всем этим банкует уже не Минэнерго, а КРЕМ - комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Миннацэкономики.
И вот его программа по тарифной политике до 2020 года (утвержденная как раз перед началом нынешнего “девальвационного” года) зиждется на распространении “предельных” тарифов не только на всю сетевую и “снабженческую” электрическую цепочку, но и на тарифы тепловодоснабжения ЖКХ.
И, разумеется, программа тоже аккуратно зачищена даже от прикидочных оценок тарифного роста - зачем заранее людей пугать…
Спрашивается, как теперь поступит это ведомство? Тоже поторопится объявить о замораживании тарифов при отсутствии иной стратегии в головах и в документах?
Между тем после 20 августа энергетика и ЖКХ отброшены примерно в 2009 год, когда исчерпалась возможность работы только на “эксплуатационном” тарифе и остро встал вопрос о дополнительных средствах на обновление и расширение. Что и привело к “предельным” тарифам для электростанций и планам их распространения на все прочее.
В нынешней же нервозно-девальвационной обстановке, когда чиновники испуганно замерли, энергетики и коммунальщики оказались в ситуации, когда даже простое поддержание эксплуатации, тоже тесно завязанной на импорт, неизбежно повысит себестоимость услуг. Не говоря уже о вводе нового оборудования, почти сплошь импортируемого.
И с этим они скоро придут в правительство - совершенно ныне растерянное. Похоже, все равно что-то придется менять, если не тарифную политику, то правительство. А лучше бы - все вместе.
Пётр СВОИК, фото Романа Егорова, Алматы

Пётр Своик