Жизнь в режиме экономии,
или Как спрыгнуть с нефтяной иглы на расходную
“Экономика должна быть экономной” - эту знаменитую установку дал Леонид Ильич БРЕЖНЕВ в самый разгар цветущего тогда застоя. То есть когда СССР уже был крепко посажен на трубопроводную иглу массированного экспорта нефти и газа, с массированным же закупом на валютную выручку готового продовольствия, комбикормов и даже элементарной пшеницы. Но еще при суверенном советском рубле и без участия в мировой долговой пирамиде.
А как с этим окончательно управился Михаил Сергеевич ГОРБАЧЕВ, этому мы все свидетели и оценщики. Тем более что с перестроечных времен миновало четверть века, а это в наше компьютерное время полная историческая эпоха. Тогда закономерно начавшаяся и ныне столь же закономерно переходящая в следующий исторический цикл. Через системный кризис, разумеется, - иного в истории человечества не дано.
Причем кризис глобального и “зонтичного” формата - он имеет свои причины и проявления в США и Европе, на Ближнем Востоке, в России и на Украине, и в Казахстане тоже. Слава Аллаху, у нас без войны и конфликтов - на нас внешние неприятности накладываются лишь косвенно. Но накладываются весьма ощутимо, добавляясь и к нашему собственному кризису назревшего переформатирования экономики. А с нею и политики.
О чем речь?
Да хотя бы о том, о чем еще с прошлого года не устает говорить президент - о всяческой экономии ресурсов.
Сокращение министерств с 17 до 12, проведенное как раз в августе прошлого года, можно считать официальным стартом экономной экономики. А дальше, например, вот такая установка для правительства, сделанная Елбасы в начале января: “В связи с ухудшением конъюнктуры рынка, состояния бюджета страны, а также снижением цен на наши основные экспортные товары необходимо вводить всеобщую экономию средств. Сейчас необходимо завершить осуществляемое строительство, а новые объекты, включая некоторые инвестиционные строительные проекты, приостановить”.
Кстати сказать, этому предшествовало появление национальной программы “Нурлы жол”, уникальной именно тем, что в ней впервые за все годы рыночных реформ было предусмотрено инвестирование экономики за счет завода в страну валютных запасов Национального фонда. Собственно, перевод Нацфонда из накопительного в расходный режим и является сутью программы “Нурлы жол”, озвученной в начале ноября прошлого года в президентском послании на этот год, а в апреле утвержденной уже в виде официального правительственного документа.
Само собой, перевод Фонда будущих поколений в режим текущего расходования - не от хорошей жизни, а поэтому действительно от лишних трат надо бы поостеречься и расходы не первой необходимости сократить.
Тем не менее это как и у нас с вами в обычной жизни: копишь, копишь, а стоит лишь прикоснуться к заначке - куда только все разлетается!
Поэтому понятна и такая, уже летняя, поворотная установка президента: “В сложные времена мы не можем просто так растрачивать средства Национального фонда, у нас нет такой возможности. Больше из Национального фонда мы не будем выделять денег”.
После чего Елбасы добавил, что правительство должно изыскивать внутренние резервы и эффективно расходовать уже выделенные средства. А каждая область должна задуматься, какие новые резервы есть и какое производство можно увеличить. И надо показывать результаты этой работы народу.
И вы знаете, сработало! Обнародованное на прошедшем в начале июля общенациональном телемосту намерение больше не тратить деньги из Нацфонда было доведено до правительства, надо полагать, заранее, и, пожалуйста, по отчетности уже за июнь впервые с момента раскупоривания валютные запасы Казахстана не уменьшились, а даже подросли - с $97,75 до $97,92 млрд. за месяц. Совсем на чуть-чуть, правда, но важна тенденция.
К тому же народу показали неаккуратно расходующего средства EXPO-2017 Талгата ЕРМЕГИЯЕВА.
Впрочем, только что опубликованная отчетность за июль все вернула в тот же расходный режим: суммарный запас снизился до $97,16 млрд. А всего с того самого откупорившего валютный НЗ страны ноября, в котором золотовалютные резервы Национального банка и запасы Нацфонда достигли рекордной за все время накопительства величины $105,38 млрд., на кризисную поддержку экономики (и курса тенге, конечно) к августу потрачено $8,22 млрд.
Пока еще некритично - это 13,2% снижения общего валютного резерва Казахстана за последние восемь месяцев, такими темпами хватит еще не на один год. Но важна, как мы с вами и говорим, тенденция. А она наглядно демонстрируется графиком.
Как видим, регулирующие курс тенге ЗВР Нацбанка вели себя по-разному, а вот Национальный фонд рос неуклонно. Слегка дрогнув лишь один раз - в посткризисном 2009 году, когда потребовалось крупно выручать попавшие под внешний дефолт БТА и несколько других банков. Теперь же роль стабилизатора и курса тенге и вообще внутренней экономики уверенно перешла к Нацфонду. Похоже, уже на постоянном, можно сказать, системном уровне.
То есть с нефтяной иглы экономика Казахстана подсажена на расходную, а дальше что?
Причем в наборе вопросов насчет такого тревожного нашего будущего остается без ответа первоочередной: почему правительство и акимы не исполняют требование обходиться без расходования Нацфонда, почему не экономят и не изыскивают внутренние резервы?
Поэтому к начатому насчет иглы разговору мы обязательно еще вернемся.
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Пётр Своик
