2680

Вам слово, господа присяжные!

Как и насколько эффективно работают в нашей республике суды с участием присяжных заседателей? Чем отечественный вариант отличается от подобной практики в других государствах? Планируется ли расширять сферу использования института присяжных в судопроизводстве? Об этом в интервью газете “Время” рассказал судья Верховного суда республики Адил КУРКБАЕВ (на снимке).

- Адил Жамбасбаевич, насколько мне известно, у судов с участием присяжных заседателей в нашей стране небольшая история - всего восемь лет...
- Раз уж вы заговорили об истории, отмечу, что она не такая уж и небольшая. Изучая вопрос, мы выяснили, что на территории нашей страны суд с участием присяжных заседателей проходил еще в начале ХХ века, то есть до Октябрьской революции, в Уральске.
Если же взять мировую практику, то впервые на законодательном уровне такие суды появились в Англии в XII веке - тогда была принята Хартия вольностей, где было сказано, что гражданин имеет право на суд равных. И именно тогда появилась форма суда присяжных заседателей. В XVIII-XIX веках эта практика распространилась по всей Европе.
А если вспомнить историю царской России, с которой тесно переплетена история Казахстана, то такие суды впервые стали применять в конце XIX века с принятием судебной реформы в 1864 году. Но в царской России такая форма правосудия приживалась с трудом. Возможно, сказывалось то, что присяжные заседатели сочувствовали революционерам и требовали для них оправдательных приговоров. После революции большевики и вовсе упразднили суд присяжных как буржуазный пережиток прошлого.
Во времена СССР существовал суд народных заседателей. После развала Советского Союза его отменили.
В новом тысячелетии в Казахстане решили внедрить суды с участием присяжных заседателей, следуя опыту передовых демократических стран. У нас они действуют, напомню, начиная с 1 января 2007 года.
- Какие дела рассматриваются сегодня с участием присяжных заседателей?
- Сначала эта форма судопроизводства использовалась на областном уровне. Потому что облсуды рассматривали дела, по которым назначалась смертная казнь. Законодательством тех лет было предусмотрено, что в судах с участием присяжных могли рассматриваться именно такие категории уголовных дел. В 2007 году было рассмотрено 36 дел, в 2008-м - 42 дела, а в 2009 году - уже 59. В том же году были приняты изменения в Уголовно-процессуальный кодекс и был создан специализированный суд по рассмотрению уголовных дел.
Тогда же была расширена сфера использования судов присяжных заседателей. К их рассмотрению отнесли все особо тяжкие преступления, за исключением 15 составов, таких как против государственного строя, экстремизм, терроризм и так далее. И тогда резко возросло количество дел, которые рассматривались с участием присяжных заседателей: в 2010-2014 годы в республике было рассмотрено 1133 дела в отношении 1558 лиц. Это довольно большое количество, ведь особо тяжких преступлений у нас в стране не так много происходит.
Причем росло и число оправдательных приговоров, их было 8,5 процента от количества рассмотренных дел. Это намного больше, чем в обычных судах, в восемь раз больше. Отмечу, что суд с участием присяжных заседателей проходит только в том случае, если подсудимый ходатайствует об этом.
- Кстати, на прошедшей недавно коллегии Верховного суда, посвященной итогам полугодия, председатель ВС Кайрат МАМИ, подчеркивая важность объективного подхода судей при рассмотрении дел, призвал их не бояться выносить оправдательные приговоры, если вина подсудимых не доказана в ходе следствия. Как вы думаете, почему у нас в стране крайне редко встречаются оправдательные приговоры?
- Дело в том, что в Казахстане существует досудебное расследование. То есть сторона обвинения передает в суд тщательно проверенные доказательства вины подсудимого. Заметьте, только каждое третье уголовное дело поступает в суд. То есть еще на стадии досудебного расследования уголовные дела прекращаются за недоказанностью обвинения или за отсутствием в действиях подозреваемого состава преступления. А в США, к примеру, ситуация другая - там нет института предварительного расследования или досудебной проверки доказательств.
- Если и у судьи, и у присяжных не сформировалось твердого мнения, виновен подсудимый или нет, как им поступать?
- Если возникают сомнения в виновности подсудимого, судья должен принять решение в его пользу. Существует презумпция невиновности. Потому что норма закона трактует так: если есть сомнения, надо толковать в пользу подсудимого. Кстати, в Казахстане практика работы судов с участием присяжных заседателей отличается от российской. Если там окончательное решение принимает судья, то в нашей стране судья принимает решение совместно с присяжными заседателями.
- Мои коллеги из различных изданий не раз указывали в своих публикациях на проблемы при формировании корпуса присяжных заседателей.
- Проблемы действительно есть, их несколько. Во-первых, из 250 граждан, выбранных для участия в таких процессах, приходят 50-60. Бывали случаи, когда в списки присяжных заседателей попадали люди с судимостью. Проблема в том, что в акиматах, где формируются списки, никто не несет персональной ответственности за их составление. К тому же у них не хватает сотрудников и времени, чтобы тщательно проверять кандидатов. В связи с этим мы предлагаем продлить срок составления списков присяжных заседателей.
- Почему сегодня поднимается вопрос о расширении полномочий судов с участием присяжных?
- Дело в том, что во второй половине 2013 года по непонятным мне причинам был принят закон о сокращении уголовных дел, подсудных с участием присяжных заседателей. Инициаторы этого закона - МВД и Генеральная прокуратура - приводили разные доводы, объясняли на примерах. В частности, описывали случаи на западе Казахстана, когда после суда присяжные заседатели пошли к оправданным подсудимым домой, поздравляли их - оказалось, они были родственниками. Кроме того, правоохранители и прокуроры мотивировали свое предложение сложностью рассматриваемых присяжными дел, особенно тех, которые касались деятельности организованных преступных группировок. При этом инициаторы закона не говорили, что присяжные принимают необъективные решения, но высказывали им определенное недоверие.
Парламентарии прислушались к этим доводам, и в итоге судам с участием присяжных остались подсудны только дела по особо тяжким преступлениям, за совершение которых предусмотрена смертная казнь или пожизненное лишение свободы. То есть дела, предусмотренные в части второй статьи 99 Уголовного кодекса, убийство. При этом из подсудности присяжных заседателей был изъят пункт, если убийство совершено ОПГ. В итоге, к примеру, за первый квартал 2015 года в судах было рассмотрено всего десять дел с участием присяжных заседателей.
И вот теперь, после того как президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ поставил задачу модернизировать судебную систему в рамках пяти институциональных реформ государства, мы выдвинули ряд предложений. В частности, вновь вернуть то положение, когда суду присяжных заседателей подсудны уголовные дела по категории особо тяжких преступлений, за исключением экстремизма, терроризма и так далее. Потому что эти дела очень сложные и долго рассматриваются. Национальная комиссия по модернизации, которая занимается этими вопросами, предложила, чтобы суды присяжных заседателей рассматривали дела по пяти составам уголовных дел.
- Вы можете их перечислить?
- Прежде всего это дела об убийствах, в том числе совершенных преступной группой, за исключением убийств, совершенных в условиях чрезвычайных ситуаций и в ходе массовых беспорядков. Среди других предложенных составов преступлений - дела о похищениях людей, совершенных преступной группой с целью эксплуатации похищенного, а также повлекших по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия, - это часть 3 статьи 125 УК. Кроме того, дела о торговле людьми, совершенной преступной группой и повлекшей по неосторожности смерть потерпевшего либо иные тяжкие последствия, - это часть 4 статьи 128 УК. Еще дела о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность преступной группы - это часть 5 статьи 132 УК. А также дела о торговле несовершеннолетними, совершенной преступной группой либо повлекшей по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - это часть 4 статьи 35 УК. Вот эти дела будут подсудны присяжным заседателям в случае принятия соответствующего законопроекта.

Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана

 

На полях интервью

- Как отбирают присяжных заседателей? Кто может ими быть?
- Согласно закону ежегодно составляются списки присяжных заседателей на областном уровне. Получив представление от председателя облсуда, аким направляет задание районной исполнительной власти, где составляются первичные списки, которые затем передаются в областной центр, где составляется единый список присяжных заседателей. Списки формируются в акимате до 1 сентября и передаются в облсуд. Когда поступает уголовное дело с ходатайством о назначении суда с участием присяжных заседателей, председатель суда дает указание секретарю судебного заседания, который путем случайного компьютерного выбора отбирает присяжных из имеющегося списка, и им не менее чем за семь дней до начала суда поступает соответствующее извещение.
- Выбранный таким образом гражданин обязан участвовать в суде присяжных?
- Да. Но есть категории граждан, которые могут быть освобождены от этой обязанности.
- А работодатели не против, если их сотрудник отвлекается для участия в суде?
- Конечно, нет. Это гражданский долг. Причем работодатель обязан сохранить заработную плату своему работнику, пока он выполняет обязанности присяжного заседателя. А если присяжный заседатель безработный, то ему выплачивается зарплата в размере половины оклада судьи.

Поделиться
Класснуть