Мост дружбы
Воскресным утром на вокзал “Алматы-1” прибыл контейнерный поезд. Встречали этот состав как самого дорогого гостя.
Контейнерный поезд сообщением Ляньюньган - Алматы - это не просто 55 контейнеров с товарами народного потребления, доставленных в Алматы. Это блестящее логистическое решение и важный этап реализации международного проекта по выходу Казахстана к восточным морям. Ляньюньган является крупным морским портом, куда стекаются грузы со всего Тихоокеанского региона. И если раньше груз из Ляньюньган в Алматы с попутными составами мог ехать целый месяц, то сейчас товары собирают в специальном терминале, выстроенном для Казахстана на территории порта, грузят в состав, который движется без остановок и дополнительных манипуляций. Такая дорога занимает всего 5-6 суток. Первый контейнерный поезд был пущен 25 февраля нынешнего года, а 28 марта мы встречали очередной состав.
В китайской прессе этому проекту дали массу поэтических эпитетов: “Поезд счастья”, “Один поезд - один путь”, “Мост дружбы”. Все потому, что и представители народного правительства города Ляньюньган, и казахстанские железнодорожники прекрасно понимают экономическую и политическую важность этого проекта. В планах КТЖ - довести количество составов до трех регулярных рейсов в неделю и до конца года принять в Алматы 100 контейнерных составов.
- Причем это только начало крупных транзитных перевозок, - рассказывает директор отделения дороги Алматы Съезбек АЛИШЕВ, - мы рассчитываем, что уже в следующем году примем порядка 500 контейнерных составов. У нас есть запас мощности для развития этого проекта.
Пока состав привозит товары, предназначенные для Алматы и Алматинской области. Но с постепенным увеличением товарооборота расширится и круг получателей груза. Стратегия проекта - стать транзитной магистралью для России, стран Закавказского региона и даже Европы. Именно поэтому такое важное значение строительству терминала в порту придавали руководители двух стран - Казахстана и Китая.
Порт Ляньюньган, расположенный в провинции Цзянсу (Восточный Китай), имеет выгодное географическое положение. Он связан с другими крупными китайскими портами, а через море - с корейским портом Пусан и японским Осака, поэтому является для Казахстана одним из стратегических узлов за рубежом, обеспечивающим эффективное развитие транзитно-транспортного потенциала страны.
В 2013 году была начата работа над созданием казахстанского логистического терминала.
- Лидеры наших государств Нурсултан НАЗАРБАЕВ и Си ЦЗИНЬПИН придают важное значение развитию транспорта и логистики между нашими странами, что отражено в вашей национальной программе “Нурлы жол”, а также в государственной стратегии развития Китая, - говорит секретарь партийного комитета города Ляньюньган Ян СИНШИ. - Казахстан и Китай вложили деньги в этот проект, и он стал хорошим примером нашего сотрудничества. Китайская сторона выдвинула стратегию концепции “Один поезд - один путь”. У этого терминала очень светлое будущее. Он создан не просто на благо торговли, а на благо двух наших народов.
- “Один поезд - один путь” - это действительно огромный мост дружбы между двумя государствами, - продолжает вице-президент АО “НК “КТЖ” Канат АЛПЫСБАЕВ. - Великий шелковый путь существовал много столетий, и народы всегда жили в мире и добрососедстве. Мы входим в новую историческую фазу, и я верю, что поезд принесет народам обеих стран только самое лучшее. Сегодня мы были свидетелями прибытия очередного контейнерного поезда Ляньюньган - Алматы. Этот проект является одним из ключевых факторов наращивания транзитного потенциала нашей страны. А терминал - ключевое звено по консолидации грузопотоков. Особенно важно это сейчас, когда речь идет об интеграции и создании единого экономического пространства.
Данный проект является ключевой частью государственной программы “Казахстан - новый Шелковый путь” и новой экономической политики Нурлы жол”.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы