2533

Разработка Ирана

Башня Свободы - архитектурный символ иранской столицы.

Сможет ли Астана подружить Тегеран с остальным миром ради собственной выгоды?

Отношения Казахстана и Ирана после ввода в эксплуатацию новой прикаспийской железной дороги выходят на новый уровень. И дело не только в ожидаемом росте товарооборота. В Тегеране не скрывают: есть несколько проектов, которые могли бы быть реализованы вместе с нашей страной - например, в области ядерной энергетики. Вполне вероятно, что в том числе и об этом пойдет речь во время визита Нурсултана НАЗАРБАЕВА в Тегеран в первой половине этого года. Как же нам выстраивать отношения с Исламской Республикой, которая уже много лет живет в режиме жесточайших санкций со стороны Запада? Свои соображения об этом газете “Время” изложили казахстанские эксперты.

Практически все в один голос утверждают, что экономическое сотрудничество Астаны и Тегерана выгодно обоим государствам. Но сегодня ситуация такова, что нельзя просто взять и начать поставки в Иран любых товаров, объяс­няет профессор Рустам БУРНАШЕВ (на снимке).
- Дружить с Ираном можно достаточно близко, но при этом надо понимать, что есть объективные и субъективные ограничители такой “дружбы”, - рассуждает эксперт. - Объективные заключаются в экономических факторах: объеме товара, который Казахстан может поставлять в Иран, и, наоборот, емкости рынков двух стран и так далее. Субъективные связаны с режимом санкций, в котором существует Тегеран. Казахстан, разу­меется, нарушать их не станет, даже если есть возможность заработать на этом очень большие деньги. Поэтому сейчас можно всячески демонстрировать готовность к широкому сотрудничеству в любой сфере (будь то зерно или атомная энергетика), однако нужно понимать: запретные зоны существуют, и с этим ничего не поделаешь.
Но даже в условиях определенных ограничений Казахстану удалось выстроить правильный диалог с властями Ирана. По крайней мере, между двумя странами нет ни одного спорного момента, считает профессор.
- Казахстан для Ирана - один из наиболее оптимальных партнеров, - уверен он. - У нас нет разногласий даже по Каспию, где Иран довольно активно оспаривает право на приграничные воды с Азербайджаном и Туркменистаном. В то же время Астана активно помогает Тегерану наладить контакт с Западом, а иранцы сейчас нуждаются именно в такой поддержке. Так что можно сделать вывод: наша внешняя политика в данном случае приносит реальные выгоды экономике.
Тем не менее отсутствие даже малейших разногласий - еще не повод доверять парт­неру во всем. Тем более что речь идет об Иране, который на Западе (и не только) постоянно в чем-то подозревают - то в разработке ядерного оружия, то в финансировании террористов...
- Нужно понимать, что отношения с Ираном выстраивать не так просто, - размышляет в тон г-ну Бурнашеву директор Института мировой экономики и политики Султан АКИМБЕКОВ (на снимке). - Очень многое зависит от того, кто в данный момент находится у власти в Тегеране. Там очень сильны радикалы, большим авторитетом обладают военные, есть весомые религиозные объединения. И это отражается на внешней политике Ирана. К примеру, на Западе утверждают, что Иран много лет финансировал радикальные группировки в других странах - начиная с “Хезболлы” и “Хамаса” и заканчивая сомалийскими террористами из “Аль-Шабаба” и повстанцами в Йемене. Арабские страны уверены: Тегеран помогает шиитским группам в Саудовской Аравии и Бахрейне. То есть недоверие к Ирану было и будет, несмотря даже на то, что сейчас власть в этой стране находится в руках сравнительно умеренных сил. В любом случае Астана будет выстраивать с Тегераном в первую очередь экономические отношения, но при этом способствовать как переговорщик восстановлению контакта этой страны с другими странами.
Может ли Казахстан зайти так далеко, что начнет сотрудничать с Ираном и в области изучения мирного атома? Наш эксперт в этом не уверен.
- Ирану выгодно сотрудничество с Казахстаном в области атома, поскольку в этой стране урана добывают мало, а Казахстан, как известно, лидер в этой области, - объясняет Султан Акимбеков. - Но тут нужно понимать: возможные поставки нач­нутся только после того, как Тегеран урегулирует свои отношения с МАГАТЭ. Уверен, сейчас даже начинать переговоры на эту тему нет никакого смысла, при том что сотрудничество во многих других сферах экономики крайне выгодно обеим странам. Для нас Иран - огромный рынок плюс возможность выхода к соседним странам. Мы для Ирана “дверь” в Китай и Россию.
А вот политолог Санат КУШКУМБАЕВ (на снимке) не видит ничего плохого в том, чтобы и Иран, и Казахстан строили атомные электростанции и помогали друг другу в этой области.
- Я не думаю, что есть какие-то проблемы в плане совместных разработок мирного атома, - говорит главный научный сотрудник КИСИ. - Во-первых, все обвинения в адрес Тегерана в производстве ядерного оружия так и не нашли подтверждения. Более того (и это во-вторых), Иран не раз призывал создать в регионе безъядерную зону, фактически рядом с ним есть страны, владеющие таким оружием. Но почему-то никаких санкций против них никто не вводит. Кроме того, мы сейчас наблюдаем трудный, но очевидный процесс нормализации отношений Тегерана с западным миром. Великобритания возвращает туда свое посольство, госсекретарь США встречается с иранским министром иностранных дел. Все это говорит о том, что позиции Тегерана меняются, страна готова доказывать безопасность своих разработок. Так что на данном этапе возможное сотрудничество с Ираном в этой сфере не выглядит совсем уж безнадежным.
При этом Санат Кушкумбаев согласен с тем, что наращивание товарооборота между нашими странами зависит не только от обоюдного желания Астаны и Тегерана.
- У нас отношения с Ираном развиваются нормально, но с учетом введенных со стороны США и Евросоюзом санкций в отношении этой страны их сложно кардинально улучшать, - рассуждает эксперт. - Насколько я знаю, сейчас у нас значительный спад в торговле - например, металлом, нефтяными свопами... Связано это с тем, что деятельность иранских банков заблокирована, а проводить взаиморасчеты напрямую наши страны пока не могут. Может быть, когда-нибудь будет достигнута договоренность о прямых платежах в тенге и риалах, но пока это выглядит не слишком реальным. При этом потенциал сотрудничества очень высок. Если Тегерану удастся нормализовать отношения с Западом, то это будет выгодно и Астане. Не случайно переговоры по МАГАТЭ проходили в Алматы: мы - идеальный кандидат на роль независимого модератора. Поэтому Казахстан сейчас делает все возможное, чтобы улучшить отношения Ирана с остальным миром - нам это нужно в первую очередь.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта Wallpaperscraft.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть