4496

Есть новая дорога!

Путепровод на пересечении с трассой Западная Европа - Западный Китай

Ряд новых железных дорог, построенных за годы независимости, таких как Шар - Ново-Усть-Каменогорск, Хромтау - Алтынсарино, Жетыген - Хоргос, пополнился новыми. Это Жезказган - Саксаульская - Шалкар - Бейнеу, Аркалык - Шубарколь. Не далее как в августе текущего года старт эксплуатации возведенных линий дал глава государства.

Еще в 1999 году в своем очередном послании народу Казахстана президент Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: “История Центральной Азии во втором тысячелетии показала, что народы, находящиеся в центре материка и не имеющие выхода к мировым коммуникациям, не имеют будущего. Судьба всех народов Центральной Азии, если убрать частности, зависит от главного: сумеем мы стать транспортным каналом мирового значения или вновь окажемся на обочине”.
Таким образом, усиленно работая над созданием транспорт­ных авто- и железнодорожных коридоров, Казахстан подходит к цели - стать транспортным узлом Европы, выйти к морским портам. Линия Жезказган - Бейнеу непосредственно служит этой цели, сокращая путь к морпорту Актау от восточных, южных, северных и центральных регионов Казахстана и от границы с Китаем. Линия Аркалык - Шубарколь сокращает расстояние в северном направлении.
Переоценить значение новых линий для республики невозможно. Генеральный подрядчик строительства на участке линии Жезказган - Саксаульская ТОО “Компания “Жол жөндеуші” прикладывает все силы для скорейшего его завершения, использует новые технологии в производстве работ, организации труда и использовании материалов.

Итоги проведённой работы
В целом за два года строительства по обеим линиям было отсыпано порядка 46 млн. кубометров земляного полотна, проложено 1200 км главных путей, сооружено 46 мостов и путепроводов, смонтировано 570 водопропускных труб, проведено более 4200 километров линии электроснабжения ВЛ-110, 35 и 10 киловольт и построены другие объекты производственной инфраструктуры. 
Технические операции перевозочного процесса здесь будут осуществляться на 23 станциях и 33 разъездах, в том числе на шести модернизированных станциях примыкания: Аркалык, Шубарколь, Жезказган, Саксаульская, Шалкар и Бейнеу. Система сигнализации и контроля движения поездов реализована на самых современных технологиях интегрального регулирования, а инфраструктурно-технологические связи базируются сегодня на передовых цифровых стандартах.
Осуществив стыковку верхнего строения пути на линиях Жезказган - Саксаульская и Аркалык - Шубарколь в конце 2013 года, о чем были опубликованы статьи в СМИ, в том числе и в газете “Время”, коллектив компании без передышки продолжил свою созидательную миссию.
За зимний и весенний сезоны был выполнен большой объем строительно-монтажных работ. Это укладка станционных путей, стрелочных переводов, укрепление входных и выходных, а также направляющих русел, труб и мостов, строительство и доведение до необходимых параметров откосов, многочисленных переходов для животных, переездов, разработка выемок, вертикальная планировка под будущие здания и сооружения на разъездах и станционных путях.
Кроме того, было начато укрепление откосов геосеткой против ветровой эрозии, проведены балластировочные работы и многое другое. В данное время на линии готовятся к сдаче объектов первого пускового комплекса.

Успеть в срок
Линия Жезказган - Саксаульская протяженностью 547 километров проходит по мелкосопочнику и пескам и насчитывает семь станций - Карсакпай, Байконур, Коктал, Косколь, Промежуточная, Абай, Карашеген и 19 разъездов. 15-й разъезд имеет статус станции, поэтому его инфраструктура ему и соответствует.
На всех разъездах установлены модульные здания, в которых размещается пост электрической централизации (ЭЦ). На станциях и 15-м разъезде партнер “Жол жөндеуші” - компания СК “Базис” - завершает строительство граж­данских сооружений. Это вокзалы, совмещенные с постами ЭЦ, служебные здания и жилые дома.
Самое большое строительство развернуто на центральной станции линии - Косколь. Она находится на середине пути и запроектирована как узловая. Помимо обязательных для всех станций вокзалов и жилых домов на ней возводятся дом отдыха локомотивных бригад, пункт технического осмотра вагонов (ПТО), пункт текущего отцепочного ремонта (ТОР), ремонтно-эксплуатационный пункт (РЭП) дистанции пути, пожарное депо, котельные, трансформатор. Также строятся четыре резервуара для воды (два - для противопожарных целей, два - для снабжения питьевой и технической водой станционного хозяйства).
Рядом со станцией бурят скважины для воды и строят насосную станцию. Этот объект на станции Косколь входит в первый пусковой комплекс. На остальных такая работа будет проведена во втором пусковом. Пока же везде устанавливаются 15-кубовые емкости и резервуары для привозной воды.

Создать комфортные условия проживания
Все делается в строгом соответствии с проектом. Например, в Жезказгане и на станции Саксаульская возводятся городки для железнодорожников из сорока 2-квартирных домов. В этом году в них сдается по 10 домов, остальные - по мере готовности. На станциях строится по одному или два дома такого же типа, и только на Косколе - три. Также будут строиться детские сады и школы. Фундамент под них уже заложен.
Квартиры для железнодорожников заслуживают отдельного рассказа. Все они четырехкомнатные. Просторные светлые комнаты - изолированные, санузел раздельный. Широкие коридоры, по ним подрастающему поколению можно раскатывать на велосипеде, когда на улице будет плохая погода. Имеются два входа - один парадный, другой со стороны двора, в котором располагается печь. Отопление паровое. Хозпостройки тоже отличные - два капитальных здания в конце двора.
Никто не будет оспаривать тот факт, что для хорошей отдачи в труде работникам нужно создавать нормальные бытовые условия. Все увиденное глазами журналиста на строительстве линии подтверждает, что этот постулат выполняется неукоснительно как заказчиком строительства АО “НК “Қазақстан темір жолы”, так и генеральными подрядчиками - ТОО “Компания “Жол жөндеуші” и СК “Базис”.

Не только рельсы в два ряда
Что касается самой железнодорожной линии, то есть земляного полотна и верхнего строения пути, то и тут работы продолжаются, хотя закончено ее возведение год назад. Произведена балластировка щебня, обеспечена плавность хода, отсыпаются песчаные подушки на станциях. Монтируется все необходимое оборудование для обеспечения безопасности движения поездов.
В работе строителям линии приходится учитывать природные факторы. Так, участок от Косколя до Саксаульской проходит по пескам, следовательно, необходимо укреп­лять откосы, чтобы они не выдувались ветрами. Барханы, подступаю­щие к полотну железной дороги, тоже необходимо укреплять, чтобы они под воздействием ветра не переместились на пути. Для этого используют геосетку, уже уложено 1 млн. 300 кв. метров, и процесс этот продолжается. Ответственный подход к работе сотрудников ТОО “Компания “Жол жөндеуші” позволил найти нестандартное решение проблемы песчаных заносов. Совместно с заказчиком АО “НК “Қазақстан темір жолы” была разработана конструкция забора в виде клеток для задержки движения песка. Высотой он всего 50 см, потому что ветер в основном гуляет понизу. Установлен между 10-м и 11-м разъез­дами. Результаты эксперимента положительные. Планируется в этом году установить 50 км такого забора в наиболее уязвимых местах.
Вторая же часть пути от Жезказгана до Косколя подвержена снежным заносам. Именно здесь находятся глубокие выемки: их глубина достигает 17 метров. Они-то и доставляют много хлопот в зимнее время. Проблема эта была предсказуема, но возможность решить ее с помощью снегозащитных заборов появилась только в этом году. Заборы и временные переносные щиты монтируются в данное время на отрезке Жезказган - Косколь вдоль выемок. Современный дизайн снегозащитных сооружений позволяет им органично вписаться в окружающую среду.

С заботой о фауне
Далеко ушло то время, когда человек зависел от дикой природы. Теперь все наоборот - природа зависит от человека. Тем более отрадно, что при строительстве линии еще на стадии проектирования учтено то, что этот регион - ареал обитания сайгаков. Линия стала искусственной преградой на пути их сезонной миграции. Чтобы не нарушать привычный уклад их существования, на расстоянии пяти километров друг от друга оборудованы сайгопрогоны.
Их невозможно не заметить любому проезжающему по железнодорожному пути или вдоль него. Сделаны они капитально, широкие и пологие, чтобы стадо проходило, не тесня друг друга. Весенняя миграция сайгаков показала, что свой путь через насыпь они нашли.

Магистраль действует
Новая дорога функционирует, поезда с грузами уже идут. Пока их немного - пара составов, пересекающих пространство между Жезказганом и Саксаульской с востока на запад и с запада на восток. Отправляют грузы АО “АрселорМиттал Темиртау” и ТОО “Тенгизшевройл”.
Начало грузовому движению положено. То, к чему стремились коллективы заказчика и строителей, свершилось. Недалеко то время, когда поезда будут идти один за другим. А пока коллективы строителей ТОО “Компания “Жол жөндеуші” и заказчика АО “НК “ҚТЖ” работают совместно над завершением проекта.
На всех разъездах и станциях видны аккуратные модульные здания контейнерного типа. В них проживают те, кто непосредственно организует движение поездов на линии - начальники станций, дежурные по станциям, работники дистанций пути и сигнализации, блокировки и связи, вагонного хозяйства. Цель их работы - в процессе организации движения проверить жизнеспособность линии. И если выявят проблемы, то генеральному подрядчику предстоит их устранить.
Магистраль живет рабочим ритмом. Завершается строительство гражданских сооружений, на некоторых участках пути работает техника, и строители укрепляют откосы, снуют рабочие поезда, подвозя необходимые материалы, устанавливаются последние опоры для линии электропередачи. Станции встречают всех готовыми зданиями - жилыми и служебными, выкрашенными в приятный для глаз коралловый цвет. Линия готовится встретить свою вторую зиму и государственную комиссию по приемке в эксплуатацию первого пускового комплекса.

Любовь Говорухина, выпускающий редактор журнала“Транс-Экспресс Қазақстан”

Поделиться
Класснуть